Специализация в создании аналитических библиографических записей сельскохозяйственной тематики

Зимина Е.В.,
библиограф отделения естественнонаучных, технических и сельскохозяйственных знаний
Кемеровской ОНБ им. В. Д. Федорова

Одна из особенностей существования библиотек в современном мире - наличие конкурентной среды - Интернета. Появление глобальной сети привлекло потребителей информации своей возможностью сиюминутно, не выходя из дома, получить информацию. Хотя выбрать в этом вывалившемся списке из нескольких тысяч ссылок наиболее подходящие материалы, сведения, оставалось, особенно на первых порах, весьма проблематичным. По этой причине Интернет стали сравнивать со свалкой. Но мы, библиотекари, знаем, что в этом виртуальном информационном океане представлены сайты крупнейших библиотек, центров научно-технической информации, правительств и администраций территориальных делений, других органов - обладателей официальной, научно-исследовательской и другой информации "из первых рук", оснащенных постоянно совершенствующими средствами поиска. Библиотекари сразу же стали выявлять сайты, систематизировать их, решать вопрос о библиографическом описании новых ресурсов информации. И, естественно, начали заявлять о себе в Интернет-среде, показывать свои умения и преимущества в работе с носителями знаний, выставляя свои каталоги. Сегодня библиотеки все больше выступают совместным фронтом, решив основные методические и технические вопросы создания сводных электронных каталогов.

Электронный каталог реализовал давние мечты библиотекарей обо всех мыслимых добавочных карточках и картотеках, других многочисленных возможностях, предоставляемых переводом карточки в машинные форматы, которые позволяют осуществлять многоаспектное раскрытие и отражение носителя информации. Система каталогов и картотек и в Интернете остается наиболее эффективным средством поиска нужной информации (релевантной, пертинентной, заданной степени научности и достоверности). Это обеспечивается качеством каталогизации, которое является не только нашим реальным шансом выживания в конкурентной среде, но и обязанностью перед обществом за обеспечение преемственности в освоении прошлых знаний и опыта. Поговорка: "Подальше положишь - поближе возьмешь" для создания электронных библиографических записей звучит так: "Получше положишь, побыстрее найдешь".

В своем выступлении о специализации в библиотечно-библиографической работе мы будем говорить о качестве каталогов (а это значит о качестве создания библиографических записей) в контексте специализации.

В поднимаемом вопросе о неоценимой пользе специализации, имеется в виду, прежде всего, тематическая специализация. То есть - владение темой, зачастую узкой и имеющей практическое значение. Примером такого выбора может служить проблема - "Биологическая рекультивация земель открытых горных разработок на ландшафтах Кемеровской области". Информация по этой актуальнейшей для нашего региона теме нужна для принятия решения при проектировании и проведении работ по восстановлению нарушенных земель. Почему-то библиотекарям кажется, что владение узкой темой может помешать в работе с запросами, с документами, с другими ресурсами в отношении более общих тем и, тем более, из других областей знаний. Это первый момент. А второй - библиотекари сразу кричат: "Мы не специалисты! Наши функции совсем другие". То же слышишь, когда поднимается вопрос об оценке информации. Да, мы не биологи, не педагоги, не горные инженеры. Мы работаем с носителями информации. И наше владение темой и оценка документа означает знание особенностей ее документного потока: справочных и учебных изданий, ведущих авторов и учреждений, ядерных журналов, тезауруса и т.д.

Главная причина необходимости владения конкретной темой, на наш взгляд, обусловлена тем, что на всех этапах библиотечно-библиографической работы (при комплектовании, создании библиографических записей, индексации, справочно-библиографическом обслуживании, рекламной деятельности и.д.) неизбежен этап "изучение темы" и целевой подход.

Качество выполнения этих процессов прямо влияет на конечный результат - удовлетворение информационных потребностей. Знание конкретной темы оказывается полезным для отлаживания этих важных процессов, для выработки методики и технологии информационной работы.

Второй причиной является то, что, зная конкретную тему, мы, библиотекари, непременно оказываемся осведомленными в других. Работа по освоению темы обогащает нас знаниями не только в смежных, пересекающихся отраслях, но и совсем в отдаленных. К примеру, та же "Биологическая рекультивация земель открытых горных разработок на ландшафтах Кемеровской области" не может нас не сделать библиотекарей более осведомленными в общей истории развития технологий восстановления нарушенных земель в мире и стране. А знакомство с новыми приемами биологической рекультивации делает библиотекарей более информированными в вопросах травосеяния, лесоводства. Комплексный же подход к вопросам природосбережения приведет библиотекарей к необходимости быть в курсе новых способов горных разработок.

Те же закономерности проявляются в любой теме. В свиноводстве, специализируясь на методах разведение новых пород, узнаешь о роли чистопородных групп в животноводстве; оказываешься погруженным в проблемы селекции как научно-производственном направлении деятельности, и не только животноводства, но и растениеводства, включая и экономически-политические проблемы. Знание узкой специализации в свиноводстве позволяет выстроить систему взаимно связанных аспектов любой животноводческой отрасли (как минимум). А ведь такая осведомленность в актуальных, имеющих практическое значение, темах позволяет на деле содействовать развитию науки и производства. Реальная помощь научным учреждениям и промышленным предприятиям - это реальная перспектива не только выжить, но и достойно выполнять свои функции, нужные обществу. Именно библиотека, с момента рождения систематического каталога, занималась разработкой путей такого "складывания" информации, которое надежно хранит ее до времени и в кратчайшие сроки находит.

Уход от освоения и более глубокого знакомства с темами, заранее определенными, учитывающими особенности нашего информационного окружения, наших фондов, других ресурсов, в т.ч. удаленных, и особенности самой библиотеки, к стремлению быть универсальными, в конечном итоге, делает нас слабыми. Сегодня мы наблюдаем, как складывается ситуация, когда каждый библиотечный работник знает о многом по чуть-чуть, и ни один не знает полноценно о чем-то определенном. Это касается не только умений работать со сканерами, CD-ROMами, и другими составляющими владения компьютера (а ведь он пришел навсегда!), но и профессиональных умений связанных с типо-видовым разнообразием документов и информационных запросов, с работой по отраслевому признаку. Вместо того, чтобы иметь не только специалистов по подготовке изданий, по ведению социологических исследований, по работе с нотными изданиями; специалистов по оказанию консультативной и информационной помощи аспирантам, производственникам, утилизирующим вторичное сырье и т.д., мы пытаемся создать технологию, когда с любого рабочего места мы "что-нибудь" найдем. Это, конечно, здорово! И очень часто читателю действительно нужна простая, с высоты наших профессиональных знаний и умений, услуга. Но наиболее важные запросы в, так сказать, народно-хозяйственном значении требуют не "что-нибудь", а вполне конкретное. И специализирующийся библиотечный работник способен выдать это нужное в короткое время, а незнакомый с вопросом библиотекарь потратит на этот же запрос часы и дни!

Наше стремление быть универсальными, когда библиотечное учреждение стремится быть собранием "Всего обо всем", корректирует сама жизнь. Информационное окружение само делает нас специализированными, в смысле специфичными, особенными, с ориентированными на определенные темы, запросы, пользователей. Например, несмотря на то, что наша библиотека имея статус областной, работает в Кузбассе - в крае не только угля и большой химии, но и развитой металлургической отраслью и транспортной инфраструктурой, отсутствие крупных учебных, научных и производственных учреждений этих отраслей сводит почти на нет информационные потребности по технологиям варки стали, ремонту локомотивов и т.п. Наличие же Кемеровского сельскохозяйственного института, Кемеровского НИИ сельского хозяйства, ведения научных исследований по глубокой переработке сельхозсырья Кемеровским технологическим институтом пищевой промышленности, и политики Администрации области по развитию агропромышленного комплекса проявляется в постоянстве, серьезности запросов по данной проблематике.

Работая с такими компетентными и заинтересованными в практических результатах учреждениями, мы сами закономерно становимся для них необходимыми помощниками. Престиж библиотечного учреждения определяется его реальным вкладом в социально-экономическое развитие территории. Основополагающим здесь будет осуществление точечного информирования - предоставление конкретных сведений, фактов и т.п. Это под силу только знающим тему.

Участвуя в создании сводных каталогов, "разделяясь" - ориентируясь на конкретные "живые", реальные запросы, продиктованные жизнью, при взаимном обмене информации, мы становимся не только конкурентно недосягаемы для других "сборщиков" информационных ресурсов, но и явимся образцом для воплощения в жизнь лозунгов о доступности информации.

Новое время принесло многое - глобальная сеть, маркетинговые инструменты изучения спроса и поведения потребителей сегодня обогащают наш профессиональный инструментарий. Но тысячелетний опыт работы библиотек по формированию и накоплению информации не умаляется. Работа современного библиотекаря-библиографа преобразована, усовершенствована, но в сути своей та же - предоставить то, что нужно (а не то, что спрашивают). И опыт работы по раскрытию фонда и выполнению запросов актуален, требует переосмысления и освоения.

Более чем двадцатилетний опыт работы в системе "запрос - ответ" помог мне выработать профессиональные убеждения:

         а) "въезда" в тему не избежать (без этапа изучения темы запроса невозможно его уточнение, построение поискового образа);
         б) целевой подход, выявление цели запроса, также является обязательным этапом в удовлетворении информационных потребностей;
         в) работа с запросами читателей по удовлетворению информационных потребностей неразрывно связана с каталогизацией, прежде всего с эффективностью поиска.

Вдали от читателя (или пользователя) не создать качественного каталога. И, не участвуя полноценно, равноправно, всем библиотечным миром в создании поискового аппарата - сводных каталогов, не создать эту могучую, не доступную конкурентам, поисковую систему.

При создании аналитических библиографических записей (БЗ) хорошее владение темой обязательно скажется на правильности принятия решений о предметных рубриках, ключевых словах, классификационных индексах, обеспечит адекватную оценку содержания материала и его отражения в соответствующие типы аннотаций, или рефератов.

Многолетняя работа по созданию электронных библиографических баз, особенно в программе MARC, наглядно показывает, что электронный каталог может выполнять функции не только библиографической и реферативной базы данных, но и, при соответствующих методических решениях о приоритетных направлениях, темах, группах пользователей, выполнять функции фактографической и проблемно-ориентированной базы данных.

Современные поисковые средства Интернета все целенаправленнее двигаются в направлении реализации таких возможностей, когда в поисковом окне по одиножды набранному запросу поиск осуществляется по всему "информационному океану". В роли такого поискового инструмента может выступить организованный сводный электронный каталог библиотек и информационных учреждений. Но для того, чтобы поиск был эффективен, необходимо, чтобы в создании БЗ принимали участие исполнители, специализирующиеся на этой тематике. Хочется отметить, что обеспечение высокого качества каталогов и БЗ достижимы не только при обеспечении высокого профессионализма в ведении процессов каталогизации, но и профессионального проведения этапов библиографирования, наиважнейшим из которых является этап - "изучение темы". Результативное проведении его напрямую зависит от степени владения хотя бы одной, специальной темы, каждым участвующим в создании аналитических БЗ.

         Список литературы:
         1. Большая советская энциклопедия : в 30 томах / Коллект. автор, главный редактор Прохоров, Александр Михайлович. - Москва : Советская энциклопедия (Москва) : в переплете. - 26 см. - Т. 24/30, кн. 1 : Собаки - Струна . - 3-е издание. - 1976. - 607 с. : иллюстрации
         2. Иванов, Дмитрий Дмитриевич Избранное. - Москва: Книга (Москва), 1986. - 334 с.
         3. Кондаков, Николай Иванович Логический словарь - справочник. - 2-е изд. испр. и доп. / Николай Иванович Кондаков. - Москва : Наука (Москва). - 1976. - 720 с. : таблицы (в переплете)
         4. Российский энциклопедический словарь : В 2-х книгах / Аноним, главный редактор Прохоров, А. М. - Москва : Большая Российская энциклопедия (Москва) . - 5-85270-292-7 Кн.2/2 : Н-Я / главный редактор А. М. Прохоров. - Москва : Большая Российская энциклопедия (Москва). - 2001. - 2015 с. - ISBN 5-85270-324-9 (переплет твердый)
         5. Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / составитель Татьяна Викторовна Захарчук и Олег Менделевич Зусьман ; ответственный редактор Д. Рапопорт. - Санкт-Петербург : Профессия (Санкт-Петербург). - 2006. - 547 с. : таблицы ; 21 см. - (Библиотека). - Алфавитно-предметный указатель: с. 523-547. - 3 000 экз. (доп. тираж). - ISBN 5-939130-57-7 (в переплете)
         6. Справочник библиотекаря / под редакцией Анатолий Николаевич Ванеев и Валентина Альфредовна Минкина. - Санкт-Петербург : Профессия (Санкт-Петербург). - 2000. - 425 с. (Библиотека). - ISBN 5-86457-187-3 (переплет твердый)


         Словник статьи:
         аналитические библиографические записи
         изучение темы
         целевой подход
         запрос читательский
         информационное окружение
         специализация

 

<Назад>____________<Вперед>____________<Содержание>____________<На главную>