Корпоративная каталогизация в школьных библиотеках Кузбасса: проблемы и перспективы

Жук О. Н.,
методист-библиотекарь Кузбасского регионального института
повышения квалификации и переподготовки работников образования
e-mail: onzhuk@yandex.ru

Школьная библиотека занимает особое место в системе библиотек - это наиболее распространенное библиотечное учреждение в Кузбассе. В области насчитывается 893 библиотеки общеобразовательных учреждений с общим количеством пользователей - 284 тысячи человек. Часто именно здесь пользователи овладевают основными технологиями информационного поиска. Для того чтобы формирование этих навыков было успешным, необходимо создание комфортной, технологически грамотной и информационно-насыщенной среды библиотеки, важной составной часть которой могут стать сводные каталоги школьных библиотек региона.

Одним из направлений модернизации российского образования стал курс на информатизацию школы с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых. В результате 530 библиотек региона по федеральной программе компьютеризации школьных библиотек были оснащены компьютерами и автоматизированной информационно-библиотечной системой "МАРК - SQL" (версия для школьных библиотек). Впервые появилась возможность полноценного сотрудничества библиотек общеобразовательных учреждений на базе единого программного обеспечения.

Возникла потребность в осмыслении сложившейся ситуации. Ведь так важно именно на начальном этапе электронной каталогизации заложить возможность эффективного сотрудничества в перспективе. Легче попытаться предупредить ошибки, чем исправлять их в будущем.

Одним из направлений работы библиотеки Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования является научно-методическое обеспечение технологии работы библиотек общеобразовательных учреждений области. В 2007 году при проведении исследования о перспективах корпоративной каталогизации школьных библиотек региона использовались такие методы, как анализ документальных источников (публикаций, отчетной и технологической документации), наблюдение, свободное интервью, анкетирование, которое было проведено среди двух потоков слушателей курсов "Информационные технологии в образовании" (категория - библиотекари общеобразовательных учреждений). Опрошенная группа хоть и не является репрезентативной, однако в ее составе были представлены библиотекари с разным уровнем образования, опытом работы, разных типов общеобразовательных учреждений (лицеев, гимназий, школ, интернатов и детских домов, коррекционных учреждений).

В результате анкетирования установлено, что 95% опрошенных считают целесообразным создание корпорации школьных библиотек Кузбасса в целях эффективного сотрудничества и обмена информацией. Эти же 95% изъявили желание участвовать в создании сводного регионального каталога.

Следующим шагом важно было выяснить, какие именно фонды необходимо сделать доступными для членов корпорации. Наибольший интерес у опрошенных (80%) вызывает фонд неопубликованных методических материалов, разработанных работниками школ (методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, дидактические пособия). Решить проблему дефицита этой информации, по нашему мнению, возможно через создание сводной полнотекстовой базы данных вышеуказанных документов программными средствами "МАРК - SQL".

На второе место (75%) вышел фонд электронных ресурсов на компакт-дисках (мультимедийных энциклопедий, электронных учебников и учебных пособий, баз данных). Это связано с повышением спроса на данные издания в связи с продолжающимся процессом информатизации школы.

За ними в рейтинге интереса идет фонд опубликованной методической литературы, имеющейся в школьных библиотеках (70%). В условиях ограниченного бюджета комплектование данным видом литературы ведется чаще всего по профилирующему направлению работы школы, что приводит к дефициту литературы по другим направлениям.

Одинаковые позиции (по 65%) занимают фонд периодических изданий и фонды художественной и научно-популярной литературы. На последнем месте - фонд школьных учебников и учебных пособий. Его отметили 45% опрошенных.

Полученная информация, мы надеемся, позволит в дальнейшем определить приоритетные направления при разработке модели сводного каталога.

В ходе исследования был рассмотрен и вопрос о возможных партнерах для кооперации с сообществом школьных библиотек. В первую очередь это касается тех, кто работает на базе автоматизированной информационно-библиотечной системы "МАРК" НПО "Информсистема". Среди желательных партнеров были названы близлежащие массовые библиотеки (например, Кемеровская ЦБС для взрослых читателей). Получить доступ к каталогам этих библиотек через терминалы школы изъявили желание 70% респондентов. В качестве других возможных партнеров рассматриваются библиотека Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (как главная педагогическая библиотека области) (55%) и библиотеки научно-методических центров и методических кабинетов управлений образованием региона (13%). Большой интерес вызывает и информация о фондах детских библиотек Кузбасса, но здесь нам, к сожалению, мешает наличие разного программного обеспечения (как известно, детские библиотеки работают на базе АБИС "ЛИБЕР").

Очередным этапом исследования стало выявление факторов, препятствующих созданию предполагаемой корпорации. Главной проблемой, по мнению 85% респондентов, является отсутствие организационно-координирующего центра. Сообщество библиотек общеобразовательных учреждений максимально децентрализовано, школьные библиотеки по отношению друг к другу самостоятельные, равноправные подразделения, в каждом из которых в большинстве своем имеется всего по одному работнику. В таком же положении находятся библиотеки методических кабинетов территориальных органов управления образованием. А создание и ведение корпоративного каталога требует высвобождения определенного количества человеческих ресурсов. На сегодняшний день реальным организационно-координирующим центром может стать лишь библиотека Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, самая крупная из библиотек области, имеющая непосредственное отношение к системе общего образования (коллектив библиотеки составляет 7 человек).

Следующим негативным фактором называют недостаточную техническую оснащенность школьных библиотек (65%). Несмотря на значительное число компьютеризированных библиотек общеобразовательных учреждений, их доля в общем количестве составляет лишь 59%. Не решена проблема подключения библиотечных компьютеров к Интернету, только в единичных школах имеются терминалы для пользователей библиотеки.

Еще одной проблемой может стать непонимание и отсутствие поддержки со стороны руководства школ. Этого опасаются 55% опрошенных.

Серьезные трудности создает недостаток профессиональных знаний у школьных библиотекарей по вопросам электронной каталогизации вообще и корпоративной каталогизации в частности. Крупные библиотеки имеют в своем составе подразделения или отдельных специалистов в области программирования, системного администрирования, лингвистического обеспечения, технологические службы. В школьной библиотеке имеется максимум два работника и в помощь учитель информатики, не являющийся профессиональным программистом и далекий от понимания специфики библиотечной работы. Настораживает тот факт, что большинство респондентов (свыше 80%) оценивают себя как начинающего компьютерного пользователя.

Отсутствие заинтересованности со стороны самих школьных библиотекарей (этот фактор выделили 15% опрошенных) может быть связано с трудностями адаптации к новым условиям работы, материальной незаинтересованностью, недостатком времени на выполнение новых обязанностей.

Итак, общими положительными факторами для корпоративной каталогизации можно считать наличие единого программного обеспечения, общий тип библиотек (библиотеки общеобразовательных учреждений), согласие в вопросе выбора лингвистических средств. По общему мнению, для индексирования документов следует использовать традиционную для школьных библиотек ББК и из вербальных поисковых языков - язык ключевых слов. К сожалению, пока нет возможности использовать язык предметных рубрик из-за отсутствия готового списка предметных рубрик, адаптированных для школьных библиотек.

В качестве отрицательных факторов выступают: отсутствие информации об опыте корпоративной каталогизации библиотек данного типа, ограниченность ресурсов, необходимость переподготовки большого количества специалистов.

Исходя из вышеизложенного, в библиотеке Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования определены следующие направления работы:

1. Дальнейшее формирование базы данных по проблемам корпоративной каталогизации школьных библиотек, куда войдут традиционные и электронные публикации об опыте работы по корпоративной каталогизации библиотек любого типа, так как никакой информации о сводных каталогах библиотек общеобразовательных учреждений нами не выявлено;

2. Создание и апробация единого пакета технологической документации, обеспечивающего процесс электронной каталогизации в школьных библиотеках Кузбасса, куда войдут технологические карты, инструкции, методические рекомендации по заполнению полей и индексированию документов, руководства пользователю по поиску информации и т.д.;

3. Разработка технологического проекта создания и открытия через глобальную сеть сводного каталога школьных библиотек Кузбасса (например, выставив его на сайте Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования);

4. Разработка методических рекомендаций и проведение занятий для школьных библиотекарей - слушателей курсов повышения квалификации по теме "Корпоративная каталогизация и документообмен в условиях автоматизации школьной библиотеки";

5. Продвижение идеи корпоративной каталогизации школьных библиотек среди педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений, проходящих обучение в системе повышения квалификации через занятия по повышению информационной культуры педагогов.

В заключение, хочется познакомить вас с перспективами внедрения технологии корпоративной каталогизации в практику, какими их видят сами школьные библиотекари.

Создан сводный каталог библиотек общеобразовательных учреждений региона. Доступ к нему осуществляется через любой компьютер, входящий в общешкольную сеть (терминалы, находящиеся в библиотеке, компьютерном классе, учительской или приемной директора школы). Не покидая школы, педагоги и учащиеся могут осуществлять поиск и формировать заказ на недостающие документы. Технология поиска в сводном каталоге отработана на занятиях по формированию информационной культуры личности, существует написанное доступным языком "Руководство пользователю по поиску информации средствами АБИС "МАРК - SQL" (версия для школьных библиотек). Нужные документы из фондов близлежащих библиотек заказываются по межбиблиотечному абонементу. Документы из фондов удаленных библиотек можно получить по электронной почте или, как вариант, скачать с интернет-страницы школьной библиотеки или сайта Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Надеемся, что проект создания корпоративного каталога школьных библиотек Кузбасса удастся воплотить в жизнь.

 

<Назад>____________<Вперед>____________<Содержание>____________<На главную>