Каталогизация в муниципальной ЦБС: время выбора

Киреева Т. Н.,
зав. отд. каталогизации МУ ЦБС им. Н. В. Гоголя (Новокузнецк)
e-mail: katal@zaoproxy.ru

Корпоративная информатизация, корпоративная каталогизация, корпоративная деятельность библиотек - эти темы стали основными на страницах профессиональной печати.

Корпоративную каталогизацию можно условно представить в виде трех уровней. Первый - внутрисистемная каталогизация, когда в создании электронного каталога (ЭК) и баз данных (БД) принимают участие несколько структурных подразделений. Второй уровень - внутригородская, региональная, именно этот уровень, на наш взгляд, наиболее сложно претворить в жизнь. Третий - вхождение в федеральные корпоративные проекты (МАРС, СКБР).

Как развивается внутрисистемная каталогизация в ЦБС г. Новокузнецка? Что волнует сотрудников Отдела каталогизации "Гоголевки"? Какие основные болевые точки в работе? Какие приоритеты? Что планируется в ближайшем будущем?

В МУ ЦБС им. Н. В. Гоголя 12 филиалов и 3 отдела имеют свои каталоги и постоянно их редактируют. Поэтому, такое слово, как пересистематизация, известно всем.

Спорным воспринималось многими сотрудниками ЦБС наше решение о пересистематизации раздела "Художественная литература" с ТБК (Таблицы библиотечной классификации для массовых библиотек / под ред. З. Н. Амбарцумяна.3-е изд.М., 1973) на ББК (Библиотечно-библиографическая классификация : рабочие таблицы для мас. б-к. М., 1997). Огромный массив - 74 ящика Систематического каталога - предполагал огромные трудозатраты. Времени не было, поэтому решили, что библиотекари отдела обслуживания всегда найдут произведения Пушкина, Шолохова за индексами ТБК "Р1" и "Р2". Однако все изменилось после командировки в Новосибирскую ОНБ. За год мы осуществили "мягкую" пересистематизацию всего фонда. Суть ее в том, что вновь поступившим документам присваились новые индексы по ББК, они расставлялись в один ряд со старыми книгами, но уже за новыми разделителями. Для отделов и филиалов мы предложили постепенный путь перевода, таблицу соответствия индексов ТБК и ББК, при помощи которой они присваивали индексы сами. Проблему вызвало только разделение книг раздела С (литература народов СССР) и Сб (сборники). Большая часть раздела С пересистематизирована в зарубежную литературу (84(4/5), а меньшая - в литературу народов России.

Пересистематизация раздела 67 "Право. Юридические науки" на Средние таблицы (СТ) ББК заняло у нас в среднем 6 месяцев. Ранее систематизировали по таблицам для областных библиотек. Исправлены индексы на 8 тыс. карточек (2 месяца), внесено 30 тысяч исправлений на карточки алфавитных каталогов и в записи ЭК. Работа шла в сотрудничестве с Экономико-правовым залом, их основной фонд - экономика и право. Карточки из ГСК на пересистематизацию из читательского пользования изымались разделами, постепенно создавая два ряда раздела 67. Новый - по СТ и старый - не пересистематизированный, который по завершении пересистематизации всего массива влился в новый. Наибольшие трудозатраты пришлись на внесение исправлений в карточных каталогах. Были проблемы с определением индексов по СТ ББК, размежеванием между разделами, т. к. раздел 67 в СТ, на наш взгляд, представлен недостаточно полным.

Впереди - в три раза больший массив - экономика (30 ящиков). В этом случае будет применена другая методика пересистематизации, когда в СК будут два ряда: по Средним таблицам и по старой ББК.

Электронная каталогизация занимает почти 50% рабочего времени.

ЭК - самый главный каталог, самый популярный среди пользователей и приоритетный среди других каталогов и в то же время наиболее трудозатратный. Средние нормы времени здесь сложно применить. Некоторые записи, введенные быстро, с одной предметной рубрикой (ПР) и без ключевых слов (КС), читателем не востребованы из-за малой информативности записи. Отражение тематики - интеллектуальный процесс, который не поддается нормированию. При индексировании некоторых документов лучше затратить лишние 10 -15 минут для ввода дополнительной информации, чем потом получать замечания от пользователей и дополнять запись. Важна и обратная связь с пользователями. Благодаря их замечаниям дополняем КС и ПР. Например, были дополнены КС с разными вариантами: Кэттел (с 2-мя буквами "т"), Кэттелл (с двумя буквами "т" и "л"), Кеттел (вторая буква "е")) по просьбе работников читального зала, т. к. в разных источниках написание было разным.

Где найти время для создания качественного ЭК?

· Во-первых, увеличение штата.

· Во-вторых, сокращение печати карточек за счет уменьшения добавочных в АК (на редактора, других авторов).

· В-третьих, консервация частей каталогов, - например, в этом году законсервировали раздел 84 в ГСК.

· В четвертых, консервация карточных каталогов. Это неизбежно. Мы "закрыли" "каталог серийных изданий", "Каталог заглавий произведений художественной литературы". Консервация Читательского алфавитного каталога будет возможна только при согласии консультантов зала каталогов, пока не хватает пользовательских мест для работы с ЭК.

Наш ЭК с 1994 г. по 2004 гг. работал в АБИС "Библиотека. 4" (программа Вислого, ЕС4). Это - время исканий, экспериментов, ошибок, выбора лингвистических средств, жарких дискуссий о ПР и КС, а также неправильных методических решений, последствия которых до сих пор сложно устранить. С 2000 г. после семинара, проведенного в Новокузнецке главным предметизатором Кемеровской ОУНБ Н. В. Чухонцевой и доцентом КемГАКИ К. В. Перевозчиковой, применяем ПР. С 2001 г. они вводятся с помощью наших машиночитаемых словарей, без которых невозможна предметизация. В 2004-2005 гг. - кризис программы, речь стояла о сохранении ЭК. С июля 2005 г. мы работаем в АИБС "МАРК", версия 1.8, а с сентября 2007 г. - в версии 1.10

Самое сложное в создании ЭК, на наш взгляд, это не составление описания по ГОСТ 7.1-2003, а отражение тематики документа с помощью ПР и КС. Каталогизаторы - сейчас и библиографы, и лингвисты и аналитики. Всему этому надо учиться вновь и учиться постоянно.

Разграничение ПР и КС, которое нас ранее волновало, уже определилось. ПР применяются для раскрытия основного предмета документа. КС - для детализации содержания, описания множества аспектов, детализации, небольшого объема. Основное правило - максимально полно и адекватно раскрывать содержание документа. При необходимости делается аналитическое описание частей книги (статей, разделов, глав).

Поэтому важно при поиске определиться с поисковым образом запроса, выбрав сначала ПР, а если недостаточно материала, то можно присоединить и КС.

Наша система МАРК, очень современная, которая поддерживает и электронную выдачу документов, и индивидуальный учет каждого экземпляра и форму для росписи частей документов "Связанные документы", и заимствование из СКБР и многое другое, однако, недоброжелательна к ПР.

· Во-первых, словарь ПР (наш АФ), без которого невозможно предметизация в ЭК, доступен для пользователей только отдельно от ЭК, в виде файла. Изменения в ЭС ПР вводятся ежемесячно с учетных форм "Новые ПР", которые заполняются всеми каталогизаторами на новые ПР вручную.

· Во-вторых, пользователь в режиме "Поиск" видит ПР "плоскими", без иерархических связей, без разделения на ПР и Подзаголовки ПР. Знак разделения - запятая.

Мы надеемся, что эти простые задачи разработчиками АИБС будут решены. Ведь другого способа нормализовать огромный поток информации, кроме ПР, на наш взгляд, нет.

На пороге - электронная выдача, а она невозможна без полного отражения всех фондов в ЭК. Поэтому главной задачей на следующий год для нас является ретроконверсия (ретроввод) каталогов.

Перевод карточных каталогов в машиночитаемые - задача не только каталогизаторов, и всего коллектива ЦБС. Опыт проведения ретроввода у нас пока небольшой.

· Ретроввод отделами. У нас инициаторами ретроввода явились сотрудники отдела книгохранения, предложившие вводить в ЭК "с полок" книги раздела 88 (Психология). Позже к ним присоединились и сотрудники других отделов. За 1,5 года были полностью введены разделы 88, 60 и только кризис ЭК прервал этот ввод. Однако этот метод не совсем подходит для дальнейшего ускоренного ретроввода. Мы склоняемся к тому, что нужен другой подход, когда ретровводом занимается отдельная рабочая группа.

· Ретроввод в Отделе каталогизации осуществляется в процессе обработки новой литературы в Отделе каталогизации. Ранее в ЭК давались записи только на документы, начиная с 1994 г. издания. Однако с 2003 г. мы стали вводить в ЭК все документы, поступающие на каталогизацию в течение года, а это не только новая литература. Дополнительно добавлялись сиглы на дублеты, хранящиеся в других отделах. Введена Коллекция дореволюционных изданий.

· Ретроввод по карточкам ГСК был сделан каталогизаторами в порядке эксперимента при пересистематизации раздела 67. Введено около 700 записей. Отдельные книги просматривались de visu

· Ретроввод при переоформлении больших массивов документов ОК, например перегруппировка фонда при создании нового отдела - Отдела искусств.

Существует мнение, что ретроввод значительно облегчается за счет заимствования записей из СКБР (Сводного каталога библиотек России) одной из самых авторитетных корпораций России "Либнет".

В 2002 г. мы первыми в Кузбассе вступили в другую корпорацию, которую Моргенштерн назвал "библиографическим феноменом", - МАРС (межрегиональную аналитическую роспись статей).

В феврале 2004 г. Совет по СБА решал вопрос о вступлении в СКБР, для заимствования оттуда эталонных записей. Взгляды библиотечного сообщества 2004 г. на заимствование из СКБР были противоположны: от мнения, что заимствование из СКБР удлиняет Путь книги и до восторженного мнения, что благодаря СКБР полностью решена проблема ретроввода.

В тестовой базе СКБР нас удивили такие неэталонные записи: книга с заглавием "Страшные страницы истории" имела рубрику "Всеобщая история", подрубрику "Россия". Ни одного КС. То есть, запись подлежала дополнительной обработке, т. к. содержание было не понятно.

КС многообразны: от повторяющих ПР (инфекционные болезни) до представляющих собой сложные структуры: "Мятеж корпуса чехословацких военнопленных. Внутренняя контрреволюция в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке" (одно КС).

Совет 2004 г. решил, что платить деньги только за заимствование библиографического описания не стоит. Придется много дорабатывать: индексировать, редактировать или добавлять свои КС, сиглы.

Сейчас отношение к вступлению в СКБР у нас изменилось. Конечно, хотелось бы, чтобы записи были эталонными не только с точки зрения описания, это, на наш взгляд, несложно, а с точки зрения соответствия АФ ПР и раскрытия содержания. А это все требует более жесткого и постоянного контроля за качеством записи.

Я считаю, что сейчас нужно рассматривать этот вопрос, не только с точки зрения финансов библиотеки-пользователя, но и с другой. Корпоративная работа (или доступ в качестве пользователей) учит нас работать вместе, соблюдать общие правила и стандарты, повышает профессиональную культуру каталогизатора. Ведь наша мечта - иметь единый каталог всех российских библиотек - сбывается. И качество его зависит от нас, сделать его лучше - в наших силах. Поэтому Сводный каталог библиотек России - наше будущее.

 

<Назад>____________<Вперед>____________<Содержание>____________<На главную>