Фонды
учебной литературы социально-гуманитарной тематики
в библиотеках города Кемерово
(из дипломной работы)
Костылева
Наталья Николаевна,
студентка Кемеровской государственной академии
культуры и искусств
Научный руководитель: Морева О.Н.
доцент, к. п. н., КемГАКИ.
В
последнее время остро обозначена проблема обеспечения студентов вузов
учебными изданиями. Вузовские библиотеки не в полной мере справляются
со своей функцией информационного обеспечения учебного процесса в
условиях дефицита финансов и резкого обновления содержания учебных
дисциплин.
Решение
проблемы обеспечения учебной литературой пользователей видится на
основе корпоративного взаимодействия библиотек разных типов. В этой
связи возникает необходимость изучить исходное состояние фондов учебной
литературы в библиотеках г. Кемерово.
Учитывая
разнообразие специальностей и учебных планов, по которым ведется подготовка
специалистов в вузах, целесообразно начать изучение состава фондов
учебной литературы социально-гуманитарной тематики, которая является
общей для всех образовательных программ.
С
этой целью обследованы фонды 6 вузовских и 3-х публичных библиотек
г. Кемерово: Кемеровский государственный университет(КемГУ), Кузбасский
государственный технический университет (КузГТУ), Кемеровский технологический
институт пищевой промышленности (КемТИПП), Кемеровский государственный
сельскохозяйственный институт (КемСХИ), Кемеровская государственная
академия культуры и искусств (КемГАКИ), Кемеровская государственная
медицинская академия (КГМА), Кемеровская областная научная библиотека
им. В.Д. Федорова (ОНБ), Центральная городская библиотека им. Н.В.
Гоголя (ЦГБ), областная юношеская библиотека (ОЮБ). Была прослежена
динамика выпуска учебных изданий социально-гуманитарного цикла за
период с 1990 года по 2001 год каждой дисциплины из изучаемого документного
потока (ДП).
Из
представленных ниже таблиц видно, что публичные библиотеки стараются
включать в свои фонды учебники и учебные пособия для вузов по различным
дисциплинам, но экземплярность их очень низка. Специфика же вузовских
библиотек заключается в том, что учебные издания приобретаются из
расчета обеспечения каждого обучающегося вуза минимумом обязательной
учебной литературы по всем дисциплинам, реализуемым образовательными
программами. Поэтому в вузовских библиотеках должно быть представлено
не только разнообразие выбора учебной литературы, но и ее достаточное
количество.
Среди
вузов г.Кемерово, а также в сравнении с российским документным потоком,
по разнообразию наименований учебных изданий социально-гуманитарного
цикла и их экземплярности практически по всем дисциплинам на первое
место выходит КемГУ. Здесь на 448 наименований учебных изданий приходится
5124 экземпляров. Далее по количеству экземпляров следует КемТИПП
(5041 экземпляров), правда, наименований учебных изданий здесь в 1,5
раза меньше (281), чем в КемГУ. Это значит, что в КемТИППе студенты
наилучшим образом обеспечены учебной литературой социально-гуманитарного
цикла исходя из расчета минимума обязательной учебной литературы.
Немного
отстает от КемТИППа по количеству названий учебных изданий КузГТУ:
здесь на 217 изданий имеется 3028 экземпляров учебных изданий.
Затем
следует КемГАКИ, в которой на 152 названия учебной литературы приходится
1476 экземпляров.
В
КемСХИ разнообразие названий учебных изданий чуть больше, чем в КемГАКИ
(157), но количество экземпляров учебной литературы в 2 раза меньше
(582).
Наихудшим
образом обстоит дело в КГМА: здесь представлено наименьшее разнообразие
наименований учебных изданий (89) и наименьшая их экземплярность (281).
Если
подобным образом оценивать публичные библиотеки города, то здесь преимущества
у ОНБ имени В.Д. Федорова (здесь на 118 названий имеется 418 экземпляров);
затем идет ЦГБ имени Н.В. Гоголя (здесь на 113 наименований приходится
245 экземпляров) и ОЮБ (здесь на 80 названий имеется 260 экземпляров).
Если произвести сопоставительный анализ названий учебников и учебных
пособий в библиотеках г. Кемерово, то можно сделать вывод, что вузовские
библиотеки города по таким дисциплинам как право, экономика, психология
и педагогика имеют больше учебников, чем учебных пособий. Хотя российский
документный поток, по этим и по всем другим дисциплинам, представлен
большим количеством наименований учебных пособий. Соответственно по
дисциплинам -социология, философия, культурология, история, политология
и физическая культура - в библиотеках города имеется больше учебных
пособий, чем учебников. Российский документный поток подтверждает
эту закономерность тем, что по данным дисциплинам было издано учебных
пособий в 2-3 раза больше чем учебников.
В
целом, в вузовских и публичных библиотеках г. Кемерово по дисциплинам
социально-гуманитарного цикла имеется больше учебных пособий, так
как содержание данного цикла дисциплин реагирует на изменения в социальной
и политической сфере общества, а учебные пособия быстрее обновляют
свое содержание, чем учебники.
Таким
образом, изучив состав фондов учебных изданий по социально-гуманитарным
дисциплинам в библиотеках г. Кемерово, можно прийти к выводу, что
каждая, отдельно взятая вузовская библиотека, не в полной мере справляется
со своей функцией информационного обеспечения учебного процесса своих
студентов. Поэтому желательно объединение всех библиотек для разрешения
этой проблемы. Публичные библиотеки могут участвовать в обеспечении
студентов учебной литературой, но это не главная их цель, и они не
комплектуют издания в большом количестве экземпляров.
Таблица
1. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЗВАНИЙ И ЭКЗЕМПЛЯРНОСТИ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
В БИБЛИОТЕКАХ
Г. КЕМЕРОВО
Таблица
2. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОЛИЧЕСТВА НАЗВАНИЙ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ
ПОСОБИЙ В БИБЛИОТЕКАХ Г. КЕМЕРОВО
Таблица
3. УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В БИБЛИОТЕКАХ Г. КЕМЕРОВО
Таблица
4. УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В БИБИЛИОТЕКАХ Г. КЕМЕРОВО
Таблица
5. УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ ПО ИСТОРИИ В БИБЛИОТЕКАХ Г. КЕМЕРОВО
Таблица
6-7.УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ Г. КЕМЕРОВО
Таблица
8. УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ Г.
КЕМЕРОВО
<Назад>____________<Вперед>____________<Содержание>____________<На
главную>