Электронные ресурсы в библиотеках

Стефанкина Татьяна Иосифовна ,
зав. сектором каталогизации документов на нетрадиционных носителях информации
Кемеровская областная научная библиотека им. В.Д. Федорова
e-mail: stefania@kemrsl.ru

Вторая половина двадцатого столетия ознаменована глобальным феноменом информационного взрыва. Развитие различных электронных технологий обеспечило миллионам людей возможность быстрого доступа к громадным информационным ресурсам, рассредоточенным по всей планете, обмен информацией, представленной в различных формах (текст, графика, видеоизображение, звук и т.д.).

С вступлением нашей страны в фазу информатизации в библиотечные фонды стали поступать электронные документы. Сразу возник вопрос: как называть другой род документов, которым фонды комплектовались до появления электронных документов.

Библиотековеды и библиотекари пошли по пути наименьшего сопротивления: прежние фонды стали называть традиционными, новые - электронными.

Электронные документы неоднородны по природе. Одни из них вещественны, осязаемы (дискеты, сидиромы), другие эфемерны, они присутствуют одновременно везде, пронизывают собой весь эфир.

И перед отечественными библиотеками встали определенные проблемы.

Как классифицировать их по единому основанию?

Как соотносятся между собой понятия "информационный ресурс", "электронная библиотека" и им подобные?

Из бытующих в специальной литературе выражений "электронный ресурс", "информационный ресурс", "электронная библиотека", "электронный документный ресурс" наиболее точно последнее. Слово "ресурс" французского происхождения. Дословно оно означает "источники чего-либо, средства, запасы, возможности, которые используются при необходимости".

Понятие "ресурс" - собирательное, оно всякий раз требует конкретизации в виде той или иной единицы измерения. Применительно к библиотечной деятельности такой единицей является документ. Значит, вместо слова "ресурс" правильнее пользоваться словом "документ".

Понятие "информационные ресурсы" определяется в федеральном Законе "Об информации, информатизации и защите информации" (1995) как "отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)". Иными словами, информационные ресурсы состоят из документов и ничего другого, кроме документов, не содержат. Поэтому более правомерно оперировать понятием "документные ресурсы".

Термин "документные ресурсы" определён в Государственном стандарте 7.0-99 "Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения" как "вид информационных ресурсов, представляющий совокупность отдельных документов в информационных системах". Отметим, что, во-первых, выражение "документные ресурсы" стандартизировано на государственном уровне. Во-вторых, правильно, что документными ресурсами называется совокупность отдельных документов.

Обратимся к определению документа как информации, зафиксированной на материальном носителе. Материя может существовать в виде вещества, либо в виде энергии (поля). Следовательно, возможны документы двух родов - на вещественном и на энергетическом носителе. Носитель представляет собой, как правило, двуединство материала основы, на которой записывается информация, и вещества записи. Обычно оба эти материала вещественны: бумага и типографская краска, фотоплёнка и фотоэмульсия и т.д. Интернет же для переноса (записи) информации использует электроэнергию, следовательно, по признаку природы записи документы, циркулирующие в Интернете, являются энергийными, или полевыми.

Несущая информацию энергия распределяется по глобальным информационным сетям, и документы этого рода называют сетевыми, или онлайновыми.

Техническими средствами фиксирования, трансляции и воспроизведения информации являются электронные устройства, поэтому такие документы называют еще электронными.

Если электронный документ имеет только вещественную природу, т.е. информация фиксируется на автономном (локальном) носителе - синтетической пленке, гибком или жестком полимерном диске (компакт-диск, CD-ROM , DVD, жесткие магнитные диски винчестера компьютера, принадлежащего данной библиотеке и т.п.), такой электронный документ называют офлайновым.

Отличительная особенность офлайнового документа - наглядность, ощутимость его физического носителя. С офлайновым документом можно осуществлять различные физические операции: размещать на нем библиотечные реквизиты, передислоцировать с одного места расположения на другое, хранить, регистрировать как учетную единицу и т.д. Вместе с тем содержащуюся на электронном офлайновом документе информацию можно передавать по информационным супермагистралям. Если она не сохраняется в памяти приемника, то для нее этот документ имеет статус онлайнового, или сетевого.

Таким образом, размежевание между офлайновым и онлайновым документами условно, ведь, строго говоря, любой документ изначально представлен на реальном (т.е. не виртуальном) вещественном носителе - например - на жестком диске (винчестере) компьютера.

В данном случае такое разделение потребовалось для того, чтобы подчеркнуть, что элементом библиотечного фонда является только зарегистрированный в учетных формах документ, принадлежащий данной библиотеке, а, следовательно, имеющий вещественный носитель.

Онлайновый документ при необходимости может быть превращен в офлайновый, если информация, полученная из Интернета, будет переписана на собственный винчестер, дискету или распечатана на принтере.

В свою очередь, офлайновый документ тоже способен к превращению: информацию с бумажного, пленочного и т.п. носителя можно превратить в электронную форму, переписав ее, например, на дискету или CD-ROM, на жесткий диск, и таким образом получить офлайновый документ в электронном виде. С него ее можно транслировать по информационным телекоммуникациям, т.е. трансформировать офлайновый документ в онлайновый.

CD-ROM это аббревиатура, раскрывающая понятие "Compakt Disc Read Only Memory", означает, во-первых, определенный мировой стандарт этих дисков - 121 мм диаметре и вес приблизительно 15 грамм и, во-вторых, возможность только считывать информацию, ничего не добавляя в запись.

У нас, наряду с англоязычной аббревиатурой, пользуются и такими терминами как "оптические компакт-диски", "компактные оптические диски", "лазерные диски".

В этих определениях, помимо указания на размеры, фиксируется способ записи и считывания информации - оптическая или лазерная технология.

Сам оптический диск состоит из прозрачной пластиковой основы толщиной чуть более 1мм, покрытый слоем защитного лака, между которыми находится тонкая алюминиевая фольга. Данные на диск записываются в виде мельчайших углублений (диаметр около 5 микрона) на этой алюминиевой фольге в виде очень узкой (в 100 раз тоньше человеческого волоса) непрерывной спиральной дорожки, полная длина которой более 5 километров. Рабочая поверхность диска (нижняя, серебристая) содержит несколько миллиардов насечек, которые хранят необходимую информацию.

Объем этой информации быстрыми темпами увеличивается. Недавно емкость в 660 Мб (330 тыс. машинописных станиц) считалось много, а сейчас счет идет на гигобайты.

Так как оптические компакт-диски происходят от музыкальных дисков, то их физические размеры и характеристики совпадают. Однако разница между ними существенная, так как музыкальные диски содержат только звуковую информацию и предназначены лишь для прослушивания. И по своим функциям их смело можно поставить в один ряд с виниловыми пластинками.

Оптические компакт-диски предназначены только для работы на компьютере. Они могут содержать разнообразную информацию, в том числе и музыку. Но музыка в данном случае будет являться лишь частью мультимедийного издания.

Различны физические характеристики оптических компак-дисков. Так есть записывающие диски:

Это диски CD-RW (Rewritable Compakt Disk - переписываемый компакт диск); CD-R (Compact Disk-Recordable - компакт диск однократной записи); CD-WORM (Compakt Disk Write-Once, Read - Many Times - компакт диск однократной записи и многократного чтения). А если приводить аналогии из привычной нам сферы, то CD-ROM - это, как правило, законченное издание в электронной форме, а дискеты и указанные другие компакт-диски - своего рода блокноты для хранения временных данных.

Оптический компакт-диск по сути является всего-навсего материальным носителем информации, на котором может быть записано любое содержание. Однако на CD-ROM издаются и компьютерные программы, которые предназначены не для чтения, а для установки на компьютер в качестве рабочего инструмента.

Часто оптические компакт-диски называют мультимедийным продуктом, но это не всегда так.

Понятие "мультимедийный" основывается на слове "multimedia", где "multi" - означает "много", а "media" - "средство, способ". Это раскрывает их особенности - привлечение множества разнообразных средств фиксации и передачи информации.

Производство оптических компакт-дисков успешно развивается, обогащая информационный рынок новыми видами продукции. Наиболее активно развиваются такие издания как энциклопедии, словари, информационные базы данных. То есть те, что в традиционном виде содержали краткую информацию, которая как бы связывала ее потребителя и заставляла искать, другую, более обширную информацию, а часто и просто предлагала списки дополнительной литературы.

В мире электронных коммуникаций этот способ обращения к другими источникам называют гиперссылкой (или гиперсвязью). К ним добавляют образовательные программы, которые сочетают в себе текст, звук и видеоинформацию. За этим стоит возможность увязывания информационных фрагментов по их логическим связям, переходя от одного к другому щелчком мышью по специально выделенным программными средствами словами. Это делает процесс познания более продуктивным.

Отметим, что на сегодняшний день очень много различных по тематике видов электронных ресурсов и исчерпывающую характеристику всем им дать достаточно сложно. Поэтому мы кратко остановимся лишь на тех, которые надо принимать во внимание при решении вопроса об их приобретении для библиотеки.

Рассмотрим самые популярные виды электронных книг:

         Электронные энциклопедии - эти издания достаточно многочисленны, они могут быть отраслевыми, универсальными, специальными. Все энциклопедии представляют собой мультимедийные гипертекстовые издания. Выбирая для библиотеки электронную энциклопедию, необходимо обратить внимание на величину словника, авторитет лиц и организаций, принимавших участие в ее подготовке, удобный интерфейс, максимальный набор поисковых возможностей;

         Биографические электронные справочники - могут, как и печатные, быть универсальными, персональными и комплексными. Справочники чаще всего бывают мультимедийные с гиперсвязями и позволяют собрать и предложить пользователям весь материал о лице или коллективе. Как и для энциклопедий, важной оценкой качества библиографических справочников является участие в авторском составе авторитетных издателей и надежность базового материала.

         Мультимедийные обучающие программы и учебники - вероятно, за исключением игр, эта группа изданий на CD-ROM наиболее многочисленна. Среди обучающих изданий можно выделить несколько групп:
         - курсы обучения иностранным языкам различного уровня;
         - курсы обучения практическим навыкам (вождения, плетения из лозы, бухгалтерского учета и т. д.);
         - учебники для школ и вузов по различным предметам;
         - детские развивающие программы, построенные в игровой форме.

Мультимедийный учебник как комплексное издание нацелен на то, чтобы образное восприятие в сочетании с компьютерными возможностями позволило повысить эффективность обучения.

Для этого во многих из них предоставлены дополнительные возможности - ведение записей, составление рабочих конспектов, тесты на самопроверку и т. д. Есть даже учебные пособия, все лекции в которых озвучены, что позволяет снизить напряжение глаз или использовать их людям с ослабленным зрением или незрячим.

         Библиографические указатели - представлены очень ограниченным количеством названий, выходящих в России, и огромным массивом зарубежных баз данных. Если два предыдущих вида изданий на оптических компакт-дисках можно было отнести к электронным книгам, то библиографические базы могут быть как книгами (как правило, это национальные библиографии за большой хронологический период или каталоги крупных книгоиздательских фирм), так и продолжающимися или периодическими изданиями. В последнем случае речь идет не о получении каждый месяц нового диска, а о поступлении ежемесячной (еженедельной, двухнедельной, квартальной и др.), кумуляции.

Поскольку мировой рынок переполнен библиографическими базами данных на оптических компакт-дисках, то довольно остро стоит проблема их правильного выбора.

Советуем обратить внимание на несколько нюансов:
         - источник формирования базы данных, которым должен быть авторитетный информационный институт;
         - охват стран, количество учитываемых журналов, общий объем, хронологи-ческая глубина;
         - удобство интерфейса;
         - простота инсталляции, программных и аппаратных средств;
         - условия подписки (покупки) и доставки.

Если библиотека намеривается приобрести несколько библиографических баз данных на CD-ROM (по различным отраслям), то лучше отдать предпочтение одной фирме, поскольку тогда придется иметь дело с одним поставщиком на единых условиях и работать со стандартным интерфейсом.

         Правовые базы данных - представляют собой сборники официальных документов, правовых и нормативных актов различной степени территориального, хронологического и тематического охвата. Они не относятся к мультимедийным изданиям, но снабжены хорошей системой поиска необходимой информации по различным параметрам.

В России на создании подобных баз данных специализируются три фирмы - "Кодекс", "Гарант", "Консультант+". Как показала практика, различия между ними непринципиальны, и все определяется вкусом библиографа и активностью одной из фирм в вашем регионе.

         Электронные словари и переводчики - используются при работе с текстом на иностранных языках. Опыт свидетельствует, что электронные словари гораздо менее комфортны при переводе печатного текста, чем обычные, поэтому библиотекам вряд ли стоит ими увлекаться. Иное использование находят электронные переводчики, при помощи которых осуществляется автоматический перевод текста, находящегося в компьютере. Особенно важно наличие таких переводчиков при работе с Интернетом, который, как известно, многоязычен.

Приобретая электронные переводчики, важно обратить внимание на детали программного обеспечения, которые определяют специфику подключения и работы каждой программы. Принимать решение лучше всего, опираясь на мнение программиста.

         Путеводители по городам и историческим местам, музеям, художественные альбомы - эти электронные издания по содержанию, организации материала, поисковым возможностям очень близки к электронным энциклопедиям. Разумеется, они все представлены мультимедийными программами, позволяющими получить достаточно всестороннее представление об объекте. Многие из них снабжены познавательными викторинами и другими средствами повышения их привлекательности и просветительской ценности.

Надо сказать, что издатели подобных электронных книг стараются максимально использовать новейшие компьютерные технологии, что дало возможность, например, совершать самостоятельные виртуальные экскурсии, проходя по залам с той скоростью, которая соответствует скорости вашего восприятия, останавливаясь у наиболее заинтересовавшей картины, рассматривая предмет под разными ракурсами и т. д.

Кроме того, цена одного электронного издания примерно равна стоимости художественного альбома, а информации как текстовой, так и визуальной в нем может быть в 2-3 раза больше.

         Игры - самый популярный жанр изданий на оптических компакт-дисках не только для детей, но и для взрослых. В мире ведутся достаточно интересные дебаты на тему, должны ли они быть в библиотеке.

Во-первых, потому, что есть сомнения, можно ли их в полной мере отнести к электронными книгам.

Во-вторых, некоторые специалисты полагают, что в публичной библиотеке использование всех документов, в том числе и на оптических компакт-дисках, должно быть нацелено на удовлетворение информационных потребностей, а поскольку игры и обучающие программы не вписываются в эту концепцию, то они должны приобретаться для домашнего пользования.

Но есть и другая точка зрения: библиотеки же покупают книги и выдают видео, а электронные издания, как и традиционные книги, бывают разного качества и могут как развлекать, так и обучать, а, скорее всего - играя, учить.

Кроме того, специалисты полагают, что нельзя не принимать во внимание педагогическое значение компьютерных игр, так как они развивают аналитическое и творческое мышление. Есть даже мнение, что некоторые игры можно рассматривать как новый вид искусства.

Иногда бывает трудно провести границу между образовательными дисками и развлечением. Лучшие образовательные диски заимствованы из игр и являются средством образования с элементами развлечения. Как компромисс можно рассматривать подход, при котором библиотека не приобретает игры, предназначенные для отдыха, однако исключение делается для тех, которые в игровой форме стимулируют образовательный процесс.

         Полнотекстовые издания - в принципе могут представлять что угодно: многоязычную Библию, комплект журнала или газеты (часто за большой хронологический период) и т. д. На отечественном рынке уже существует большое количество собраний сочинений отечественных и зарубежных писателей, представляющих собой отсканированный печатный вариант без какой-либо системы поиска.

Учитывая слабую научную ценность таких изданий, а также то, что художественные произведения теряют свою эстетическую составляющую при чтении с экрана, библиотекам, вероятно, не стоит увлекаться их приобретением.

         Справочники - отличаются большим разнообразием - от справочника по современному вооружению до каталога автомобилей. Трудно сказать, какие из них могут быть полезны той или иной библиотеке. Однако, учитывая их быструю устареваемость (при приличной цене), вряд ли библиотеке стоит акцентировать на них свое внимание.

         Программные продукты - в настоящее время распространяются исключительно на оптических компакт-дисках. Это может быть и программное обеспечение для компьютера, и антивирусные программы, и дополнительные сервисные программы, и разнообразные редакторы. Все это относится к обеспечению работы компьютера и входит в компетенцию программиста.

         Далее рассмотрим вопросы, возникающие с отбором, комплектованием, обработкой, сохранностью электронных ресурсов.

         1.Комплектование

Первым этапом технологического цикла формирования фонда электронных ресурсов в библиотеке является процесс комплектования. Он предполагает собой изучение информационных потребностей пользователей и рынка электронной продукции. В отношении организации фонда электронных ресурсов необходимо учитывать специфические характеристики этих документов (техническое, программное и лингвистическое обеспечение), а также экономические и технические возможности библиотеки.

Кроме того, следует принимать во внимание также типизацию ЭИР, в соответствии с которой все электронные ресурсы в зависимости от режима доступа могут быть локальными, т.е. записанными на физическом носителе (например, дискета, CD-ROM, DVD-ROM и т.д.). Также удаленными, т.е. не осязаемыми ресурсами, распределенными в компьютерной сети (например, базы данных, Web-страницы, Web-сайты, материалы телеконференций в сети Интернет). Именно поэтому при комплектовании, а, следовательно, и при учете локальных и удаленных электронных ресурсов применяются разные подходы.

Комплектование и учет локальных электронных ресурсов практически не отличается от комплектования и учета печатных документов. Только при этом под экземпляром для электронных изданий понимается не что иное, как физическая единица - дискета или оптический диск.

Совсем иным образом обстоят дела с электронными ресурсами, являющимися приложениями к традиционным изданиям. Для них возможны два варианта учета. Первый, если электронное приложение к основному изданию имеет самостоятельное значение (индивидуальный заголовок, самостоятельный ISBN и т.д.). В этом случае приложение рассматривается и учитывается как самостоятельный электронный документ.

Второй же вариант предполагает отсутствие самостоятельного значения приложения на электронном носителе. При этом такие электронные ресурсы не проходят индивидуальный учет, а их инвентарные номера совпадают с номерами основного документа, составными частями которых они являются.

Однако в последнее время часто стали появляться такие документы, в которых не книга или журнал являются основными документами, а их электронные носители. Например, курс иностранного языка со звуковым компакт-диском или журнал "Персональные программы", где основными документами являются дискеты, а печатные журналы - дополнение к этим дискетам. В результате возникает вопрос выбора приоритета при учете таких документов. Предусмотреть все частные случаи в подобной ситуации практически невозможно, поэтому библиотекам самим необходимо определять, какой документ считать основным, а какой приложением к нему.

         2.Формирование фонда

Приступая к формированию фонда оптических компакт-дисков необходимо проанализировать внутрибиблиотечную ситуацию и ответить на некоторые вопросы:
         - Каково назначение библиотеки и какого рода электронные книги будут соответствовать ее фонду, основным направлениям работы и информационным потребностям читателей?
         - Насколько велика группа потенциальных пользователей электронных книг и достаточно ли устойчив интерес к ним для развития программы по формированию фонда машиночитаемых носителей?
         - Насколько постоянны источники финансирования на приобретение оптических компак-дисков и необходимого технического и программного оборудования?
         - Достаточна ли библиотека обеспечена кадрами, готовыми работать с электронными книгами?

Для определения степени востребованности также необходимо проанализировать и внешнюю сторону, а именно - есть ли в регионе библиотека, уже формирующая фонд электронных изданий. В этом случае можно разработать стратегию взаимодействия - либо конкуренции, либо кооперации.

Дальний этап работы - это детальная проработка проекта:

         Финансовая часть - необходимо заложить расходы не только на первоначальную закупку дисков и оборудования, но и на их стабильное пополнение, на поддержку программных средств, на обучение персонала, увеличение оплаты за электричество и т.д.

         Следующий этап - необходимо просчитать размеры площадей, которые будут оснащены рабочими местами с соблюдением всех технологических, эргономических, противопожарных и гигиенических нормативов. Нельзя игнорировать и проблемы сохранности дисков и оборудования, для чего лучше остановиться на легко обозримом для библиотекаря помещении и желательно - не проходном.

Проблемы технического и программного обеспечения компьютеров, предназначенных для работы с оптическими компакт-дисками, должны решаться специалистами, однако и библиотекарю стоит иметь представление о самых общих требованиях. Уже на подготовительном этапе необходимо правильно определить количество компьютеров с учетом их вероятной нагрузки и выбрать оптимальный вариант оборудования.

Минимальная конфигурация компьютера (ПЭВМ класса IBM PC/AT с процессором 486, 8-ми скоростной дисковод для CD-ROM, 8 Мбт оперативной памяти, стандартный монитор, звуковая карта, видеокарта) позволит использовать только информационные диски (например, библиографические базы данных) и очень небольшое число старых мультимедийных дисков.

Для работы с основным потоком мультимедийных электронных изданий необходимы: компьютер, поддерживающий работу операционной системы Windows, версия не ниже Windows-95, 32-х скоростной и выше CD-ROM-привод, звуковая карта выше 32 разрядов (остальное определяется ценой - чем выше разрядность, тем лучше качество звука), монитор, работающий под Windows, лучше SVGA.

Вообще же, по мнению специалистов, достаточным критерием на сегодняшний день является установка на компьютере операционной системы Windows-98, которая сама по себе диктует необходимые параметры оборудования.

Можно предположить, что диски будут морально устаревать раньше, чем наступит их физический износ. Их эксплуатационный цикл зависит от сопутствующих программных и аппаратных средств. Стремительное развитие последних будет представлять серьезную проблему для библиотек в будущем, поскольку некоторые специалисты полагают, что при прекращении производства компьютеров сегодняшнего класса уже через 25 лет возникнут серьезные трудности с извлечением информации из современных электронных изданий.

В этой связи можно вспомнить цитату Михайлов О. (Электронные документы в архивах: Проблемы приема, обеспечения сохранности и использования. - М., 1988. - С.6). : "Если положить книгу в комнату и запереть дверь, а затем эту дверь открыть через 100 лет - информация, содержащаяся в книге, будет еще доступной. Если же повторить то же самое с устройствами, хранящими электронную информацию, т.е. поступить с ними, как с книгой, то вывод о доступности информации не будет справедливым, наверное, и через 10 лет, т.е. информация в электронной форме, может быть, и сохранится, но маловероятно, что ее можно будет прочесть при помощи новой технологии"

Если электронное издание размещено на двух дисках, то с ним, как правило, можно работать имея один дисковод, так как на втором диске размещается либо приложение, либо иллюстрированный материал, либо переносимое в компьютер программное обеспечение.

Но если библиотека планирует работать с многодисковыми базами данных, которые должные быть активированы одновременно, то для этого необходимо приобрести специальное оборудование.

Хорошо сделанный оптический компакт-диск не создает проблем на работе, однако некоторые из них требуют инсталяции, т.е. перенесения части программного обеспечения на жесткий диск компьютера. Раньше для этого к диску прикладывалась рабочая дискета, сейчас все необходимое находиться на самом диске. Последовательность инсталяции и запуска программы либо изложена в руководстве пользователю, либо будет реализована в виде диалога на экране монитора.

При приобретение электронных изданий необходимо убедиться в отсутствии физических повреждений - царапин, жирных пятен и т.д. Затем диск надо положить на ровную поверхность и убедиться в том, что он не имеет деформации.

Главная роль в организации использования электронных изданий принадлежит библиотекарю, и именно от его готовности и квалификации будет завесить успех этой работы. По сравнению с обслуживанием печатными изданиями электронные книги требуют от библиотекаря профессиональных навыков, в числе которых:
         - навыки работы с компьютером на хорошем пользовательском уровне;
         - владение основными компьютерными программами;
         - хорошее знание каждой электронной книги с точки зрения ее интерфейса и поисковых возможностей;

         3.Организация фонда

Рассмотрим различные формы организации фонда электронных ресурсов:
         - специализированный фонд, выделенный из общего по признаку носителя;
         - совместно с другими носителями информации, включая печатные документы, образуют интегрированный фонд, выделенный по содержательному признаку - отрасли, теме;
         - электронные ресурсы не выделяются из общего фонда, образуя со всеми видами документов единый гибридный фонд.

Одной из основных проблем формирования любого фонда является отбор - что собирать, и насколько должен быть широк круг собираемых источников. Помимо содержательных критериев, при отборе электронных ресурсов необходимо принимать во внимание соответствие системных требований электронных ресурсов возможностям вашего парка компьютеров. Эти условия (системные требования) указываются на обложке (упаковке).

         4.Каталогизация

Эффективное использование электронных ресурсов невозможно без доведения до потенциальных пользователей сведений о наличии ресурсов, их составе и способах доступа к ним. Поэтому в теории и практике каталогизации документов, назрела острая необходимость решения вопросов библиографического описания электронных информационных ресурсов.

Важной вехой развития библиографического описания для различных видов документов является появление стандартного международного библиографического описания - это Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления", в котором сформулированы базовые принципы и единые подходы к методике унифицированного библиографического описания.

Технология обработки электронных ресурсов аналогична обработке книг и проходит все стадии - составление библиографического описания, предметизация, систематизация.

         5. Сохранность

Проблема сохранения библиотечных фондов актуальна во всех библиотеках мира.

Вопросы формирования и сохранности библиотечных фондов - это вопросы жизнедеятельности любой библиотеки, от крупной региональной до небольшой сельской.

Сложности комплектования библиотек усугубляются огромным "информационным взрывом". Поток информации постоянно растет, а библиотеки, стремясь максимально обеспечить к нему доступ, сталкиваются с проблемой роста цен и недостаточным финансированием комплектования, а также с нехваткой места для хранения.

Сохранность фондов обеспечивается комплексным подходом к решению вопросов охраны, учета, правильного размещения и хранения.

Особенности хранения:

Главный аспект сохранности информации на CD-ROM - физический. Он включает в себя тепловой и влажностный режимы хранения. Наилучшие условия хранения - обеспыленное, прохладное (ниже 20градусов С), сухое (относительная влажность 40%) помещение. Принято считать, что более теплый и влажный воздух может вызывать окисление металлического отражающего слоя, деградацию полимерной основы и покрытия.

Опасны для оптических компак-дисков воздействие пыли и грязи, в том числе жировые отпечатки пальцев на рабочей поверхности.

Оптический носитель в своей основе нестабилен и легко повреждаем. Большую опасность представляют сгибание и царапины на рабочей стороне. В результате повреждений становится невозможно считать информацию с диска, так как информация на нем записывается спирально, то и повреждается практически все.

Слой пыли или грязи необходимо стирать мягкой бумажной салфеткой от центра к наружному краю по радиусу, а не по окружности. Библиотекари должны непременно научить читателей как правильно вынимать диск из коробки и возвращать его на место.

Храниться оптические диски должны в специальных коробках. Идеальный вариант хранения дисков - приобретение специального оборудования (шкафы, полки, витрины). Но если таковых нет, годятся и стандартные закрывающиеся шкафы, защищающие их от яркого света и колебания температуры.

Диски без футляра нельзя класть друг на друга, а также нельзя сверху на них класть тяжелые предметы. Поврежденные футляры необходимо своевременно заменять, так как они могут пропускать пыль. Но если по каким-то причинам диск уберечь не удалось, его необходимо выбросить, поскольку восстановить его уже невозможно.

         6. Организация пользования

Организация использования электронных изданий в библиотеке, как и других документов, имеет два основных варианта - стационарное и выдача на абонемент.

Использование электронных книг в стенах библиотеки требует ее оснащения достаточным количеством компьютеров, формирования соответствующей читательской зоны с учетом всех требований санитарной, противопожарной и эргономической безопасности.

В данной читательской зоне должно быть не только организовано постоянное дежурство библиотекаря, но и обеспечена необходимая помощь программиста и специалиста по компьютерной технике.

В зависимости от своих возможностей и уровня потребительского спроса библиотека может выбирать различные формы стационарного обслуживания электронными изданиями.

В небольшой библиотеке наиболее оптимальным вариантом будет выделение локальной компьютерной зоны в читальном зале, которая не требует больших усилий по организации и специальной проектной подготовки. При небольшом количестве посетителей библиотекарь читального зала может взять на себя и обслуживание оптическими компакт-дисками.

Еще одним положительным моментом подобной формы является то обстоятельство, что новейшие компьютерные технологии в восприятии пользователя существуют рядом с книгами, не выступая в качестве их конкурентов.

Библиотека, свободная в выборе помещения и имеющая большое число подготовленных пользователей, может выделить для работы с электронными книгами целый компьютерный зал (где может быть доступен и электронный каталог, и Интернет, и локальные базы данных), возможно, с организацией локальной сети.

Компьютерный зал целесообразно оснастить выставочными витринами для демонстрации новых поступлений электронных книг, а также предусмотреть наличие в нем компьютерных журналов и другой литературы, необходимой для расширения навыков работы с компьютерами.

При наличии положительных факторов библиотека может пойти на формирование специализированного подразделения - учебного центра, центра компьютерной грамотности, правовой информации и даже игровой комнаты.

Но, несмотря на то, что основная нагрузка в работе такого специализированного подразделения приходится на электронные издания, наибольшая эффективность будет достигнута при широком использовании в его деятельности и традиционных носителей информации.

Применительно к научным библиотекам целесообразным видится не объединение всех оптических компакт-дисков в один фонд, а распределение их по специализированным подразделениям библиотеки в соответствии с содержанием электронного издания.

Таким образом, правовые электронные справочники поступят в Центр правовой информации, энциклопедии и реферативные базы данных - в справочно-библиографический отдел и т.д.

Само собой разумеется, что это никоем образом не исключает возможности существования компьютерного зала. Например, в Российской государственной библиотеке в такой зал поступают те электронные книги, которые по своему содержанию относятся к профилю комплектования основного фонда, в то время как часть из них (справочники, правовые базы, электронные издания по военному делу, патенты и т. д.) распределяется по соответствующим специализированным отделам.

Таким образом, учитывая все выше перечисленное, можно сделать следующие выводы: - позиция библиотекарей по отношению к формированию фондов электронных изданий в самом общем виде сводится к следующему:
         - необходимо хранить все виды печатных изданий, но к ним должны быть добавлены электронные издания и ресурсы Интернет;
         - на сегодняшний день ни одно средство или набор источников не может удовлетворить все запросы пользователей, которые нуждаются в современной комплексной информации для получения образования;
         - такой комплексный библиотечный фонд представляет огромное пространство для развития различных направлений библиотечной деятельности и больше шансов на возрастание роли библиотек в современном обществе;
         - это также означает, что библиотекари постоянно должны повышать свою квалификацию для решения вопросов: какие средства являются лучшими для ответа на многочисленные различные запросы, какой путь станет лучшим для определения местонахождения необходимого ресурса и как научить клиентов пользоваться каждой из систем, доступных библиотеке.

Исходя из этого, можно отметить, что от внедрения электронных технологий основные цели и задачи библиотеки не меняются - мы по-прежнему остаемся ответственными за организацию общественного пользования источниками информации. Сейчас, в век растущих информационных возможностей, на повестке дня уже встает проблема электронных библиотек.

Трудно сказать, о каких носителях информации придется говорить уже в недалеком будущем. Но главным является то, что библиотекам всегда доведется работать со всем, чем одарит нас научно-технический прогресс.

 

<Назад>____________<Вперед>____________<Содержание>____________<На главную>