Предметный поиск библиографических записей книг и статей на
иностранных языках, литературы по языкознанию и методике преподавания
иностранных языков (методические рекомендации)

Атапина Нелли Алексеевна,
библиотекарь
Кемеровская областная научная библиотека им. В.Д. Федорова
e-mail: ino@kemrsl.ru

Возрастающая роль изучения иностранных языков в современном образовании, связанная с убыстряющимся технологическим прогрессом, обусловила интерес к литературе на иностранных языках и лингвистической литературе в целом. Приводимые ниже методические пояснения могут быть использованы для предметного поиска такой литературы.

Предметный поиск осуществляется по предметным рубрикам. При создании предметных рубрик мы опирались на общую методику предметизации, но с учетом специфических особенностей литературы по языкознанию.

Предметная рубрика (англ. subject heading-предметный заголовок) - это краткая словесная формулировка, в которой отражается предмет (тема) произведения (например, Английский язык), тот или иной аспект его рассмотрения (например, Лингвистические исследования ), характеристика самого произведения по его теоретической или практической направленности (например, Научные труды, Материалы для докладов), форме (например, Учебники и учебные пособия, Хрестоматии, Книги для чтения, Словари, Разговорники и т. д.) и назначению (для кого и для чего предназначен документ (например, для вузов, для абитуриентов, для самостоятельного изучения, для совершенствующих знания и т. д.).

Раздел "Языкознание" делится на два подотдела: общее и частное языкознание. В первом собирается литература по общим проблемам языкознания: история языкознания, литература по теории языка ("Язык и общество", "Язык и мышление", "Язык и речь", "Гендерная лингвистика", "Компьютерная лингвистика" и др.) и по отдельным проблемам: происхождение языка и его история, письменность- ее происхождение и развитие, вопросы билингвизма, проблемы перевода, грамматики, фонетики, стилистики и т. д.

Однако, использование языковой категории (Грамматика, Фонетика, Стилистика и т. п.) в качестве заголовка предметной рубрики применяется только в разделе Общего языкознания.
Например: Фонетика- Методы исследования; Грамматика- Структурные модели.

Раздел частного языкознания строится по языковым семьям, внутри семей- по языковым ветвям, внутри ветвей- по отдельным языкам. Такое деление позволяет выделить внутри любой языковой семьи и каждого языка более узкие вопросы, т. е. в каждой рубрике можно выделить любой вопрос, отраженный в разделе общего языкознания. При этом, название языка служит основой при формулировке предметной рубрики.
Например: Немецкий язык- Нормы языковые; Венгерский язык- Этнолингвистика.

Согласно принятой методике, за рубрикой языковой семьи (например, Индоевропейские языки) стоит литература, посвященная трем или более индоевропейским языкам; за рубрикой на название языка- литература по определенному языку. Дальнейшее дробление материала производится при помощи подрубрик, выделяющих отдельные отрасли языкознания: грамматику, фонетику, лексикологию, лексикографию, перевод и т. д.
Например: Испанский язык- Фонетика.

Указанный принцип построения рубрик представляется наиболее целесообразным для поиска запрашиваемой литературы, т. к. пользователь интересуется, обычно, каким-либо конкретным языком, а не всеми сразу.
Например, фонетикой или грамматикой испанского языка.

Использование названия языка в качестве заголовка предметной рубрики удобнее также применять при предметизации редких или малоизученных языков, когда мы не располагаем большим количеством литературы о таких языках.

В формулировках рубрик используются термины, принятые в современном языкознании и зафиксированные в энциклопедиях, словарях, справочных изданиях, новейших учебниках, словарях дескрипторов, рубрикаторах и т. д.

Языкознание - одна из самых сложных общественных наук. Она связана как с общественно-историческими науками (историей, археологией, этнографией и др.), так и с науками, объектом изучения которых является мысль (психологией, логикой, философией вообще), а также с науками естественными (физиологией, акустикой). Помощь фонетики требуется и в логопедии.

В справочных изданиях появляются новые понятия: социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, паралингвистика, картина мира языковая и т.д.

Язык предметных рубрик - это искусственный язык, созданный на основе естественного языка. Основной грамматической категорией, используемой при формулировке предметных рубрик, является имя существительное.

Вторая грамматическая категория- имя прилагательное. Используются также причастия, числительные, предлоги, союзы, отглагольные существительные. Глаголы и местоимения в формулировках не используются.

Многие формулировки даны в инверсионной форме (нарушение обычного расположения слов для выделения слова, несущего максимальную смысловую нагрузку, в позицию ведущего слова предметной рубрики или первого слова в подзаголовке-подрубрике).
Например, Грамматика сравнительная, Нормы языковые, Перевод машинный и т. д.

Однако, инверсия не является обязательным приемом, т. к. поиск документов в LiberMedia может производиться по любому из слов, имеющихся в составе предметной рубрики.

Названия отдельных языков (Английский язык, Немецкий язык, Латинский язык и т. п.), языковых семей (Индоевропейские языки) и групп родственных языков (Германские языки, Романские языки, Славянские языки и т. п.) составляют самую большую группу предметных рубрик. Использование названия языка в качестве заголовка предметной рубрики представляется наиболее целесообразным, поскольку национальный язык является основным предметом языкознания и потому обязательно должен быть собран в одном месте.

Многообразие содержания и большое количество литературы цикла "Языкознание" предполагает использование комплекса предметных рубрик (предметный комплекс).

Вокруг заголовка, обозначающего язык, собирается обширный предметный комплекс из подрубрик, которые включают: объекты исследования, отдельные части языка, отдельные разделы языкознания и т. д.

Комплекс предметных рубрик- это совокупность предметных рубрик, объединенных определенной тематикой, которая охватывает все проблемы данной темы, связанные определенными отношениями между входящими в нее понятиями. Иначе говоря, предметный комплекс собирает литературу (в том числе статьи)об одном предмете в одном месте предметизационной системы и дает полное, всестороннее представление о нем.

В предметном комплексе часто используются рубрики с двумя, тремя, а иногда более подзаголовками, которые следуют в алфавитном порядке. В этом случае литература собирается в единый комплекс и объединяется с работами по определенной теме в целом не только в книжном виде, но и в виде нетрадиционных носителей информации (аудиокассеты, видеокассеты, компакт-диски, CD-ROM).

LiberMedia позволяет управлять списком предметных рубрик на иерархическом уровне (с использованием подрубрик) и на горизонтальном уровне (с использованием автоматического отсылочного и ссылочного аппарата).

На первом, верхнем, уровне иерархии располагается рубрика (заголовок). Поиск необходимо вести, в первую очередь, на данном уровне- по рубрикам. Далее поиск осуществляется в пределах этой предметной рубрики по подрубрикам (подзаголовкам) 1-го, 2-го, 3-го и т. д. уровней.
Например: Английский язык.
         1-ая подрубрика: Грамматика (эта ПОДРУБРИКА подчиняется РУБРИКЕ).
         2-ая подрубрика: Учебники и учебные пособия (эта ПОДРУБРИКА подчиняется 1-й ПОДРУБРИКЕ).
         3-я подрубрика: для вузов (ПОДРУБРИКА подчиняется 2-й ПОДРУБРИКЕ).

LiberMedia позволяет осуществлять поиск как по рубрикам, так и по подрубрикам. Однако, нужно учитывать, что подрубрики являются вспомогательной частью предметной рубрики.

Необходимо производить поиск рубрик из списка, имеющегося в базе данных электронного каталога. Рубрика вызывается вводом не менее трех начальных букв одного из слов, входящих в ее название. Для поиска система производит усечение букв справа. Но усечение справа лучше производить до корня слова.

Рубрика может вызываться вводом большего количества букв, но только в том случае, если по оставшейся после "отсечения" части слова можно осуществить полный поиск, т. е. все необходимые для поиска понятия в представленном списке рубрик не будут пропущены.

Внимание! Необходимо иметь в виду, что в LiberMedia при поиске целесообразно набрать заголовок полностью (без усечения справа) или два-три полных слова из рубрики (или подрубрики), чтобы сократить список появившихся на экране рубрик и подрубрик, чтобы не усложнять его просмотр.

При поиске по предметным рубрикам необходимо обращать внимание на ссылочно-справочный аппарат, который представляет из себя совокупность отсылок и ссылок, с помощью которых выражаются смысловые отношения между рубриками, фиксируются связи и размежевания между ними.

Отсылки даются от непринятых терминов или формулировок к принятым (от несодержащего справочную информацию термина к рубрике, которая содержит эту информацию) и обозначаются пометой "см." (смотри).
Например: Акцент см. Ударение. Правописание см. Орфография. Синонимические словари см. Словари синонимов и т. д.

Ссылки предназначены для установления тематической связи между предметными рубриками и обозначаются пометой "см. также" (смотри также). Например: Лингвистика см. также Языкознание. Польский язык см. также Западнославянские языки и т. д.

Внимание! При поиске двуязычных и многоязычных словарей (например, Немецко-русский словарь. Англо-немецко-французско-испанско-русский словарь и т. п.) необходимо выбрать рубрику- название языка (например, Немецкий язык). Далее поиск необходимо вести в пределах этой предметной рубрики по подрубрике 1-го уровня: Словари.

При поиске отраслевых словарей (например, Французско-русский экономический словарь) необходимо выбрать из списка предметных рубрик отрасль знания, к которой относится название словаря (в данном случае: Экономика). Далее поиск осуществляется в пределах этой предметной рубрики по подрубрике 1-го уровня: Словари.

Для поиска литературы по разговорным темам на каком-либо иностранном языке необходимо выбрать рубрику на название языка (например, Английский язык), затем выбрать подрубрику 1-го уровня: Разговорные темы, далее подрубрику 2-го уровня на название разговорной темы: например, "Моя семья", "Моя квартира", " Страны и государства", "Национальный флаг (герб, гимн)", "Президенты", "Национальный характер", "Традиции и обычаи", "Праздники", "Средства массовой информации", "Экология", "Экономика" и т. д., далее подрубрику 3-го уровня на название страны: например, Великобритания, США, Германия, Франция.

При поиске литературы по методике преподавания иностранного языка следует выбрать из списка предметных рубрик название языка (например, Испанский язык). Далее поиск осуществляется по подрубрике 1-го уровня: Методика преподавания и обучения. Затем, при необходимости, по подрубрике 2-го уровня: в школе (в дошкольном учреждении, в вузе).

Поиск литературы по методике преподавания русского языка происходит по аналогичной схеме: Русский язык - Методика преподавания и обучения - в школе.

Предметные рубрики создаются исходя из запросов читателей, что способствует быстрому разысканию материала по той или иной теме. Для предметного поиска литературы на иностранных языках по другим отраслям знания (кроме языкознания и методики преподавания иностранных языков) необходимо следовать общим рекомендациям поиска литературы по предметным рубрикам.

Используя данную памятку, библиотечные работники должны учитывать состав своих читателей, характер их запросов, систему имеющихся в библиотеке каталогов.

Отзывы и пожелания просим направлять в отдел ЕЦК, сектор лингвистического обеспечения.

 

<Назад>____________<Вперед>____________<Содержание>____________<На главную>