Классификационные
и предметизационные решения в работе каталогизатора
Перевозчикова
Капиталина Викторовна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры технологии документальных
коммуникаций Кемеровского государственного
университета культуры и искусств
В
последние годы электронные каталоги становятся объективной реальностью
библиотек. Осваивая и внедряя электронную каталогизацию, библиотекари
уделяют большое внимание повышению своей так называемой компьютерной
грамотности, что подразумевает как овладение навыками работы оператора
персонального компьютера, так и изучение программного обеспечения
электронных каталогов. При этом библиотекари иногда забывают, что
основу каталогизации всегда составляли и будут составлять сложные
интеллектуальные процессы, связанные с отбором библиографических сведений
для характеристики документа и с его индексированием для формирования
библиографической записи в электронном каталоге.
Как
известно, различаются следующие виды индексирования документов: координатное
индексирование, предметизация, систематизация. Все они находят проявление
в электронной каталогизации, так как модуль "Каталогизация"
разрабатывается на основе международных форматов для обмена библиографическими
данными и предусматривает для формирования библиографической записи
самостоятельные поля "Классификационный индекс", "Предметная
рубрика", "Ключевые слова". Иногда они называются по-другому
- "индекс", "рубрика", "подрубрики"
и т. п., но суть остается та же.
Координатное
индексирование предполагает отражение содержания документа с помощью
ключевых слов на естественном языке с небольшой степенью формализации.
При этом координатное индексирование, с одной стороны, имеет самостоятельное
значение в электронной каталогизации, так как предполагает запись
ключевых слов в соответствующем поле "Ключевые слова". С
другой стороны, прежде чем отразить содержание документа с помощью
классификационного индекса или предметной рубрики, библиотекарю приходится
опираться на ключевые слова, отражающие это содержание.
Систематизация
предполагает отражение содержания документа с помощью классификационных
индексов, зафиксированных в специально разработанных таблицах классификации,
например, в таблицах Библиотечно-библиографической классификации (ББК),
различные варианты которой повсеместно используют в своей работе уже
несколько поколений российских библиотекарей. Систематизация документов
лежит в основе создания систематического каталога - главного звена
в справочно-поисковом аппарате большинства библиотек.
Предметизация
предполагает отражение содержания документа с помощью предметных рубрик,
представленных на естественном языке. Предметные рубрики зафиксированы
в различных словарях предметных рубрик преимущественно отраслевой
или тематической направленности. Разработанный в РНБ Авторитетный
файл предметных рубрик универсального характера пока лишь робко осваивается
каталогизаторами, поскольку традиционные карточные предметные каталоги
не имели в свое время такого широкого распространения, как систематические
каталоги. Робость каталогизатора в данном случае объясняется тем,
что ему при каталогизации одного и того же документа приходится практически
одновременно и систематизировать, и предметизировать содержание этого
документа. Иными словами, содержание индексируемого документа нужно
выразить и с помощью классификационного индекса, и с помощью предметной
рубрики. Таким образом, опытный систематизатор выступает одновременно
в роли начинающего предметизатора, каждое предметизационное решение
которого принимается методом "проб и ошибок". В их основе
лежит принципиальное отличие профессионального мышления систематизатора
от профессионального мышления предметизатора. Систематизатор, определяя
смысловое содержание документа, всегда пытается ответить на вопрос:
"К какому разделу таблиц классификации следует отнести документ?"
или "Где (в каком отделе) документного фонда должен находиться
документ?". Иными словами, систематизатор ищет ответ на вопросы
"Куда?", "Где?". В аналогичной ситуации, определяя
предметное содержание документа, предметизатор пытается ответить на
вопросы: "Что содержится в документе?", "О чем говорится
в документе?". Иными словами, предметизатор ищет ответ на вопросы
"Что?", "О чем?". Таким образом, систематизатор
и предметизатор в своей профессиональной деятельности мыслят разными
категориями и по-разному принимают классификационные и предметизационные
решения.
В
практике работы небольших библиотек один и тот же специалист - каталогизатор
практически одновременно осуществляет и систематизацию, и предметизацию
одного и того же документа, т.е. одновременно принимает и классификационное,
и предметизационное решение. Когда эти два типа вопросов, принципиально
отличающиеся друг от друга, сталкиваются в голове каталогизатора,
нетрудно догадаться о том, на какие вопросы охотнее, быстрее, а главное,
правильнее, ответит каталогизатор. Ответить на вопрос "Куда?"
поможет известная ему вдоль и поперек ББК, где можно найти раздел
классификации или классификационный индекс, точно отражающий содержание
документа. Ответ на вопрос "Что?" каталогизатор пытается
найти в … опять в той же ББК. При этом его рассуждение строится примерно
следующим образом: "Классификационный индекс выражается с помощью
комбинации цифр, букв, специальных символов, а предметная рубрика
выражается с помощью слов естественного (в нашем случае, русского)
языка. Значит, словесное выражение классификационного индекса - это
и есть предметная рубрика". Это распространенное заблуждение
каталогизатора влечет за собой многочисленные методические и технические
ошибки, допускаемые при электронной каталогизации.
Важно
понять, что хотя предметная рубрика и выражается на естественном языке,
она в то же время является лексической единицей искусственного информационно-поискового
языка предметизационного типа, который строится по определенным правилам,
соответствует определенным требованиям. Знание этих правил и требований
избавит нас от таких, например, неверно составленных предметных рубрик,
где
_______- мирно сосуществуют практика
и теория ("Архивное дело. Архивоведение");
_______- из-за отсутствия запятой искажается
смысл ("Гигиена кожи ногтей и волос");
_______- аспект содержания ставится впереди
предмета содержания ("История "Кузбассэнерго");
_______- невозможно определить, о городе
или человеке идет речь ("История Березовского");
_______- неясен предмет ("Материалы
для учителя");
_______- дается незнакомый массовому
пользователю термин без уточнения ("Нанотехнология");
_______- не определена принадлежность
к партии или стране ("Генеральные секретари", "Выборы
Президента").
Это
далеко не полный перечень часто встречающихся ошибок в определении
предметного содержания документа и в формулировке предметных рубрик.
Избежать этого современному каталогизатору позволит лишь глубокое
знание лингвистических основ языка предметных рубрик, а также теории,
методики и практики предметизации.
<Назад>____________<Вперед>____________<Содержание>____________<На
главную>