Влияние
новых информационных технологий на культуру пользователей
Цыганков
Владимир Леонидович,
зам директора по новым информационным технологиям,
ГУ "Кемеровская областная научная библиотека им. В.Д. Федорова"
В
первую очередь необходимо пояснить, что под этим я рассматривал. А
все очень даже понятно и просто, изменение читательского интереса
и его поток по мере внедрения новых информационных технологий и интенсивное
использование электронных ресурсов на примере нашей библиотеки. Возможно,
многие мои предположения спорны и необоснованны, и у кого-то совсем
другая картина. Возможно, нет большой научной проработки, это как
раз и возможно обсудить.
Какие
же ресурсы у нас имеются:
МУЛЬТИМЕДИА
- Компьютерная система и технология, обеспечивающие возможность создания,
хранения и воспроизведения разнородной информации, включая текст,
звук и графику (в том числе движущееся изображение и анимацию). Важной
характеристикой мультимедийных систем является высокое качество воспроизведения
всех составляющих ее компонент данных, а также возможность их взаимосвязанного
или взаимодополняющего использования. Например, сочетания видеоряда
с текстом и звуковым сопровождением; звуковых фрагментов музыкального
произведения с текстовыми данными об исполняющих его музыкантах и
инструментах; изображения художественного произведения с музыкальным
фоном и текстом и т.п. Обязательными составными частями минимального
комплекта системы мультимедиа помимо ПК являются дисковод CD-ROM,
звуковая карта и стереофоническая система.
ГИПЕРМЕДИА
- расширение понятия гипертекст на мультимедийные (в том числе аудио,
трехмерные графические, анимационные и др.) виды организации структур
записей данных.
Один
из крупнейших ресурсов у нас - медиатека Кирилла и Мефодия с полным
набором всех энциклопедий, доступная по локальной сети пользователям
всей библиотеки.
_______Полнотекстовые базы данных с использованием
гипертекста:
_______ _______-
На жестком диске "Консультант плюс" с ежедневным пополнением
по электронной почте;
_______ _______-на
компакт дисках "Юридический мир".
_______Базы данных на CD-ROM:
_______ _______-
Сокровища России;
_______ _______-
Эрмитаж;
_______ _______-
Иллюстрированный словарь "Брокгауза и Эфрона", Даля;
_______ _______-
Кузбасс 55 лет;
_______ _______-
Библиотека предпринимателя;
_______ _______-
Российская национальная библиография;
_______ _______-
Журнал Аурамедия и еще достаточно большое количество ресурсов.
Когда
только мы начинали использование этих ресурсов, спрос на них был достаточно
низким, и приходилось проводить большие рекламные компании по их пропаганде,
опыта работы почти не было. Но с течением спрос на них повысился.
Стали поступать предложения по их рациональному использованию, а также
начал формироваться широкий перечень электронных ресурсов, необходимых
пользователям библиотеки.
Большую
помощь в работе с пользователем оказывает многоаспектное использование
информационной библиотечной системы LiberMediа с возможностями
гипертекста (мультитезаурусная, полнотекстовая, с возможностью сохранения
изображений, аудиоданных). Первое время LiberMediа пользовались
в основном библиотечные работники. При том, что база была уже достаточной
емкости. Пользователь упорно шел к карточным каталогам. Но последние
2 - 3года "путь" читателя в приоритетах использования справочного
аппарата резко изменился, теперь в первую очередь идет поиск по электронному
каталогу, после этого идет работа с консультантом-библиографом, а
затем обращение к традиционному каталогу.
Пользователи
стали интенсивно использовать многоаспектные поисковые возможности
электронного каталога, понимая, что по одному критерию не всегда можно
получить полную выборку.
Совершенствование
"поисковых знаний" пользователей библиотеки выразилось в
стремлении усовершенствовать электронный каталог: появилось много
предложений и пожеланий по его использованию. Наиболее актуальное
из них - пожелание представить ЭК в сети Интернет. Библиотека предоставила
доступ к каталогу через нашу домашнюю страницу 4 года назад с использованием
телекоммуникационной программы удаленного доступа Telnet, но это все-таки
был несколько неудобный доступ. В настоящее время доступ идет через
домашнюю страничку, но с использованием Web интерфейса и доступа через
Z- сервер.
Текущее
состояние электронного каталога:
_______Внесено записей более 450000
_______Книг заглавий 250000
_______аудиовизуальных 5000
_______№ периодических Изданий 50000
_______Предметных рубрик 150000
_______Читателей 90000
Для
более эффективного использования электронных ресурсов и маршрутизации
пользователей была создана Центральная справочная служба. Создана
она на базе информационно-библиографического отдела, сектора зала
каталогов и отдела межбиблиотечного абонемента.
Структура справочной службы:
_______- Справочно-библиографический
сектор со справочным читальным залом (СЧЗ).
_______- Центр правовой информации (ЦПИ).
_______- Сектор межбиблиотечного абонемента
и электронной доставки документов (МБА и ЭДД).
_______- Сектор зала каталогов.
Справочная
служба создана для наиболее полного раскрытия информационных ресурсов
библиотеки, привлечения ресурсов других информационных центров в обслуживании
пользователей библиотеки:
_______- Организация справочно-библиографического
обслуживания в СЧЗ, зале каталогов, ЦПИ, секторе МБА и ЭДД,
_______-консультирование по использованию
СБА библиотеки,
_______-выполнение адресно-библиотечных,
уточняющих, тематических и фактографических справок,
_______-выполнение справок, поступивших
от других библиотек,
_______-анализ выполненных справок и
причин отказов
Формирование
справочно-библиографического аппарата:
_______- отбор аналитики при просмотре
почты для ввода в электронный каталог библиотеки,
_______- ведение баз данных архива выполненных
справок,
_______- изучение рынка библиографических
и справочных баз данных по темам, пользующимся повышенным спросом,
с целью приобретения их библиотекой,
Формирование
информационной культуры пользователей библиотеки:
- Обучение пользователей поиску в электронном каталоге.
- Проведение экскурсий по СБА библиотеки.
Координация
и кооперация работы с библиотеками других систем и ведомств:
- Организация учета справочно-библиографической работы.
- Изучение и внедрение в практику работы Справочной службы инновационных
методов и форм работы.
- Оказание консультативной и методической помощи в организации справочно-библиографической
и информационной работы библиотек ЦБС.
- Организация рекламы услуг, предоставляемых в подразделениях отдела.
- Подготовка библиографических продуктов и издание библиографических
пособий.
Internet
- это целая эпоха в информационной жизни. Internet представляет
собой глобальную сеть компьютеров, общающихся друг с другом на одном
языке. При установке связи с данным узлом Web было выполнено подключение
к Internet. Это подобно международной телефонной сети - никто не владеет
и не управляет системой целиком, но она организована таким образом,
что позволяет иметь доступ к полномасштабному информационному ресурсу,
представленному в ней разными странами мира. От тридцати до сорока
миллионов людей имеют сегодня доступ к Internet. То есть у большинства
предприятий, организаций и частных лиц есть своя страничка либо сайт,
на котором выставляется информация об организации и информационная
продукция - полные тексты книг, газет, журналов, политические обзоры,
картины, фотографии, музыка и многое другое. Частично информация предоставляется
бесплатно, частично платно. Кроме этого это и возможность пользоваться
электронной почтой, что гораздо дешевле, чем, например, почта и телефон.
Для
чего же Internet нужен библиотеке?
_______1. Для выполнения справок читателей,
которые мы не можем выполнить на нашем фонде.
_______2. Поиск необходимой информации
в условиях ограниченной подписки
_______3. Электронная доставка документов,
одно из очень перспективных направлений.
_______4. Транспортная среда для пополнение
баз данных.
_______5. Электронная почта - связь с
российскими и зарубежными библиотеками.
_______6. Поиск информации во многих
базах данных, где возможен доступ.
_______7. Для самостоятельной работы
читателей.
_______8. Для более качественного комплектования
- доступ к планам изданий ведущих издательств и прямой заказ у них
_______литературы.
_______9. Среда для создания корпоративных
информационных электронных ресурсов.
Внедрение
Интернет в библиотеке шло также неравномерно. Основные ресурсы, с
которыми работала преимущественно молодежь, - были развлекательные
странички. Со временем контингент пользователей расширился, и интерес
стал более профессиональным. Увеличилось обращение к информационным
страничкам, а именно (как показала статистика обращений) к полнотекстовым
ресурсам - статьям, базам данных, информационным ресурсам, но основное
обращение - базы рефератов и статей. Это в принципе объяснимо, так
как наш основной контингент учащаяся молодежь. Резко упал интерес
к различным развлекательным страничкам.
Для
использования этой сети и предоставления информации о библиотеке и
о ее ресурсах создана Web страничка Кемеровской областной научной
библиотеки им. В. Д. Федорова, на которой выставлен электронный каталог
библиотеки, в стадии подготовки к публикации все выпуски "Библиотечной
жизни Кузбасса".
Одна
из основных задач стоящих на данный момент перед нами может быть сформулирована
следующим образом - создание информационного ресурса по культуре Кузбасса
или портала, для более полного информирования пользователей о культурной
жизни Кузбасса и продвижению новых технологий, способствующих повышению
культурного уровня. Такой ресурс может быть частично сводным и распределенным.
Состав его может быть примерно следующим:
- Сбор, анализ и обработка информации для размещения ее в ресурсе;
- Установление контактов с представителями культуры региона;
- Консультирование представителей культуры региона о возможности размещения
информации о них в ресурсе и оказании им бесплатных интернет-услуг;
- Организация интернет- конференций по вопросам культуры, проведение
встреч с представителями культуры и общественных организаций и др.;
- Работа со средствами массовой информации - газетами, радио, телевиденьем
с целью рекламирования возможностей ресурса;
- Совместно с другими заинтересованными лицами проведение анализа
областной прессы, результатов веб-конференций и выявление информации
о культурной жизни Кузбасса с целью ее еженедельного опубликования
в ресурсе.
При
этом, нашей библиотекой преследовалась более глобальная цель - формирование
блока информации о культуре всего Кузбасса. Основная же информация
о культурной жизни региона накапливается, конечно, в библиотеках.
При решении этой задачи важным должно стать более тесное сотрудничество
в области информационного обмена в регионе, налаживание горизонтальных
связей, базирующихся на:
- Раскрытие культурного богатства Кемеровской области для изменения
образа региона.
- Расширение возможностей доступа к объединенным информационным ресурсам
по культуре региона.
- Расширение репертуара культурно-информационных услуг, предоставляемых
населению (сообществу).
- Повышение уровня коммуникации между держателями информационно-культурных
ресурсов и реальными и виртуальными пользователями.
- Продвижение информационных технологий в сфере культуры.
Здесь
раскрыты лишь некоторые направления в работе Кемеровской областной
научной библиотеки по внедрению новых информационных технологий, созданию
комфортных условий в процессах информационного обслуживания пользователей
и использованию информационных ресурсов в этих целях.
<Назад>____________<Вперед>____________<Содержание>____________<На
главную>