Влияние новых информационных технологий на культуру пользователей

Цыганков Владимир Леонидович,
зам директора по новым информационным технологиям,
ГУ "Кемеровская областная научная библиотека им. В.Д. Федорова"

В первую очередь необходимо пояснить, что под этим я рассматривал. А все очень даже понятно и просто, изменение читательского интереса и его поток по мере внедрения новых информационных технологий и интенсивное использование электронных ресурсов на примере нашей библиотеки. Возможно, многие мои предположения спорны и необоснованны, и у кого-то совсем другая картина. Возможно, нет большой научной проработки, это как раз и возможно обсудить.

Какие же ресурсы у нас имеются:

МУЛЬТИМЕДИА - Компьютерная система и технология, обеспечивающие возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации, включая текст, звук и графику (в том числе движущееся изображение и анимацию). Важной характеристикой мультимедийных систем является высокое качество воспроизведения всех составляющих ее компонент данных, а также возможность их взаимосвязанного или взаимодополняющего использования. Например, сочетания видеоряда с текстом и звуковым сопровождением; звуковых фрагментов музыкального произведения с текстовыми данными об исполняющих его музыкантах и инструментах; изображения художественного произведения с музыкальным фоном и текстом и т.п. Обязательными составными частями минимального комплекта системы мультимедиа помимо ПК являются дисковод CD-ROM, звуковая карта и стереофоническая система.

ГИПЕРМЕДИА - расширение понятия гипертекст на мультимедийные (в том числе аудио, трехмерные графические, анимационные и др.) виды организации структур записей данных.

Один из крупнейших ресурсов у нас - медиатека Кирилла и Мефодия с полным набором всех энциклопедий, доступная по локальной сети пользователям всей библиотеки.
_______Полнотекстовые базы данных с использованием гипертекста:
_______ _______- На жестком диске "Консультант плюс" с ежедневным пополнением по электронной почте;
_______ _______-на компакт дисках "Юридический мир".
_______Базы данных на CD-ROM:
_______ _______- Сокровища России;
_______ _______- Эрмитаж;
_______ _______- Иллюстрированный словарь "Брокгауза и Эфрона", Даля;
_______ _______- Кузбасс 55 лет;
_______ _______- Библиотека предпринимателя;
_______ _______- Российская национальная библиография;
_______ _______- Журнал Аурамедия и еще достаточно большое количество ресурсов.

Когда только мы начинали использование этих ресурсов, спрос на них был достаточно низким, и приходилось проводить большие рекламные компании по их пропаганде, опыта работы почти не было. Но с течением спрос на них повысился. Стали поступать предложения по их рациональному использованию, а также начал формироваться широкий перечень электронных ресурсов, необходимых пользователям библиотеки.

Большую помощь в работе с пользователем оказывает многоаспектное использование информационной библиотечной системы LiberMediа с возможностями гипертекста (мультитезаурусная, полнотекстовая, с возможностью сохранения изображений, аудиоданных). Первое время LiberMediа пользовались в основном библиотечные работники. При том, что база была уже достаточной емкости. Пользователь упорно шел к карточным каталогам. Но последние 2 - 3года "путь" читателя в приоритетах использования справочного аппарата резко изменился, теперь в первую очередь идет поиск по электронному каталогу, после этого идет работа с консультантом-библиографом, а затем обращение к традиционному каталогу.

Пользователи стали интенсивно использовать многоаспектные поисковые возможности электронного каталога, понимая, что по одному критерию не всегда можно получить полную выборку.

Совершенствование "поисковых знаний" пользователей библиотеки выразилось в стремлении усовершенствовать электронный каталог: появилось много предложений и пожеланий по его использованию. Наиболее актуальное из них - пожелание представить ЭК в сети Интернет. Библиотека предоставила доступ к каталогу через нашу домашнюю страницу 4 года назад с использованием телекоммуникационной программы удаленного доступа Telnet, но это все-таки был несколько неудобный доступ. В настоящее время доступ идет через домашнюю страничку, но с использованием Web интерфейса и доступа через Z- сервер.

Текущее состояние электронного каталога:
_______Внесено записей более 450000
_______Книг заглавий 250000
_______аудиовизуальных 5000
_______№ периодических Изданий 50000
_______Предметных рубрик 150000
_______Читателей 90000

Для более эффективного использования электронных ресурсов и маршрутизации пользователей была создана Центральная справочная служба. Создана она на базе информационно-библиографического отдела, сектора зала каталогов и отдела межбиблиотечного абонемента.
Структура справочной службы:
_______- Справочно-библиографический сектор со справочным читальным залом (СЧЗ).
_______- Центр правовой информации (ЦПИ).
_______- Сектор межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов (МБА и ЭДД).
_______- Сектор зала каталогов.

Справочная служба создана для наиболее полного раскрытия информационных ресурсов библиотеки, привлечения ресурсов других информационных центров в обслуживании пользователей библиотеки:
_______- Организация справочно-библиографического обслуживания в СЧЗ, зале каталогов, ЦПИ, секторе МБА и ЭДД,
_______-консультирование по использованию СБА библиотеки,
_______-выполнение адресно-библиотечных, уточняющих, тематических и фактографических справок,
_______-выполнение справок, поступивших от других библиотек,
_______-анализ выполненных справок и причин отказов

Формирование справочно-библиографического аппарата:
_______- отбор аналитики при просмотре почты для ввода в электронный каталог библиотеки,
_______- ведение баз данных архива выполненных справок,
_______- изучение рынка библиографических и справочных баз данных по темам, пользующимся повышенным спросом, с целью приобретения их библиотекой,

Формирование информационной культуры пользователей библиотеки:
- Обучение пользователей поиску в электронном каталоге.
- Проведение экскурсий по СБА библиотеки.

Координация и кооперация работы с библиотеками других систем и ведомств:
- Организация учета справочно-библиографической работы.
- Изучение и внедрение в практику работы Справочной службы инновационных методов и форм работы.
- Оказание консультативной и методической помощи в организации справочно-библиографической и информационной работы библиотек ЦБС.
- Организация рекламы услуг, предоставляемых в подразделениях отдела.
- Подготовка библиографических продуктов и издание библиографических пособий.

Internet - это целая эпоха в информационной жизни. Internet представляет собой глобальную сеть компьютеров, общающихся друг с другом на одном языке. При установке связи с данным узлом Web было выполнено подключение к Internet. Это подобно международной телефонной сети - никто не владеет и не управляет системой целиком, но она организована таким образом, что позволяет иметь доступ к полномасштабному информационному ресурсу, представленному в ней разными странами мира. От тридцати до сорока миллионов людей имеют сегодня доступ к Internet. То есть у большинства предприятий, организаций и частных лиц есть своя страничка либо сайт, на котором выставляется информация об организации и информационная продукция - полные тексты книг, газет, журналов, политические обзоры, картины, фотографии, музыка и многое другое. Частично информация предоставляется бесплатно, частично платно. Кроме этого это и возможность пользоваться электронной почтой, что гораздо дешевле, чем, например, почта и телефон.

Для чего же Internet нужен библиотеке?
_______1. Для выполнения справок читателей, которые мы не можем выполнить на нашем фонде.
_______2. Поиск необходимой информации в условиях ограниченной подписки
_______3. Электронная доставка документов, одно из очень перспективных направлений.
_______4. Транспортная среда для пополнение баз данных.
_______5. Электронная почта - связь с российскими и зарубежными библиотеками.
_______6. Поиск информации во многих базах данных, где возможен доступ.
_______7. Для самостоятельной работы читателей.
_______8. Для более качественного комплектования - доступ к планам изданий ведущих издательств и прямой заказ у них _______литературы.
_______9. Среда для создания корпоративных информационных электронных ресурсов.

Внедрение Интернет в библиотеке шло также неравномерно. Основные ресурсы, с которыми работала преимущественно молодежь, - были развлекательные странички. Со временем контингент пользователей расширился, и интерес стал более профессиональным. Увеличилось обращение к информационным страничкам, а именно (как показала статистика обращений) к полнотекстовым ресурсам - статьям, базам данных, информационным ресурсам, но основное обращение - базы рефератов и статей. Это в принципе объяснимо, так как наш основной контингент учащаяся молодежь. Резко упал интерес к различным развлекательным страничкам.

Для использования этой сети и предоставления информации о библиотеке и о ее ресурсах создана Web страничка Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова, на которой выставлен электронный каталог библиотеки, в стадии подготовки к публикации все выпуски "Библиотечной жизни Кузбасса".

Одна из основных задач стоящих на данный момент перед нами может быть сформулирована следующим образом - создание информационного ресурса по культуре Кузбасса или портала, для более полного информирования пользователей о культурной жизни Кузбасса и продвижению новых технологий, способствующих повышению культурного уровня. Такой ресурс может быть частично сводным и распределенным. Состав его может быть примерно следующим:
- Сбор, анализ и обработка информации для размещения ее в ресурсе;
- Установление контактов с представителями культуры региона;
- Консультирование представителей культуры региона о возможности размещения информации о них в ресурсе и оказании им бесплатных интернет-услуг;
- Организация интернет- конференций по вопросам культуры, проведение встреч с представителями культуры и общественных организаций и др.;
- Работа со средствами массовой информации - газетами, радио, телевиденьем с целью рекламирования возможностей ресурса;
- Совместно с другими заинтересованными лицами проведение анализа областной прессы, результатов веб-конференций и выявление информации о культурной жизни Кузбасса с целью ее еженедельного опубликования в ресурсе.

При этом, нашей библиотекой преследовалась более глобальная цель - формирование блока информации о культуре всего Кузбасса. Основная же информация о культурной жизни региона накапливается, конечно, в библиотеках. При решении этой задачи важным должно стать более тесное сотрудничество в области информационного обмена в регионе, налаживание горизонтальных связей, базирующихся на:
- Раскрытие культурного богатства Кемеровской области для изменения образа региона.
- Расширение возможностей доступа к объединенным информационным ресурсам по культуре региона.
- Расширение репертуара культурно-информационных услуг, предоставляемых населению (сообществу).
- Повышение уровня коммуникации между держателями информационно-культурных ресурсов и реальными и виртуальными пользователями.
- Продвижение информационных технологий в сфере культуры.

Здесь раскрыты лишь некоторые направления в работе Кемеровской областной научной библиотеки по внедрению новых информационных технологий, созданию комфортных условий в процессах информационного обслуживания пользователей и использованию информационных ресурсов в этих целях.

 

<Назад>____________<Вперед>____________<Содержание>____________<На главную>