Проблемы
предметизации документов в ГУНБ Красноярского края.
Качаева
Маргарита Денисовна,
Зав. отделом обработки литературы и организации каталогов
Функции
библиотеки претерпевают серьезные изменения под воздействием электронной
системы информационных коммуникаций. Кардинально меняется ситуация
в сфере обработки литературы и каталогизации. Интенсивность изменений
диктуется тем огромным значением, в котором информация становится
главным товаром, ресурсом и инструментом одновременно.
Библиотекари
уже определяют себя не как хранителей и пропагандистов книги, а как
навигаторов в море информации.
Наличие в 1993 году в отделе обработки ГУНБ Красноярского края уже
одного компьютера позволило начать формирование базы данных электронного
каталога по системе АС-Библиотека поступающих в библиотеку изданий.
Постепенно возможности системы АС-Библиотека исчерпали себя, и был
внедрен новый программно-технический комплекс АС-Библиотека-2, который
позволил качественно улучшить процесс формирования электронного каталога.
Следующим шагом было создание единой сети библиотеки.
Сегодня
в отделе обработки литературы и организации каталогов четыре компьютера,
за которыми работают шесть библиотекарей. На сегодняшний день объем
базы данных ЭК составляет около 145 тысяч записей.
Увеличившийся
объем аудиовизуальных изданий, поступающих в библиотеку, способствовал
принятию решения о создании отдельного электронного каталога аудиовизуальных
документов. Объем этого каталога составляет 170 записей.
ЭК
является одной из основных баз данных библиотеки и представляет наибольший
интерес при работе в сети. От качества ЭК и его полноты в конечном
итоге зависит качество обслуживания пользователей библиотеки.
Приступая
к созданию ЭК, не представляли, что главной проблемой всего процесса
станет обеспечение тематического (предметного) поиска (по предметным
рубрикам или ключевым словам).
Из-за
отсутствия опыта работы с предметными рубриками (ПР) вначале брали
ПР с карточек ВКП. Но с прекращением поступления карточек систематизаторам
пришлось осваивать формирование ПР. Усложняло процесс формирования
ПР отсутствие традиционного опыта предметизации, новых методик предметизации
с учетом компьютерных технологий.
Нами
было принято решение о разработке методики предметизации в нашей библиотеке
на основе существующих традиционных методик предметизации документов
для предметных каталогов и рекомендаций по предметизации РНБ в Авторитетно-нормативном
файле ПР, в RUSMARCe, который является примером для составления библиографического
описания в ЭК. Нами были проработаны имеющиеся материалы, составлено
методическое руководство "Методика предметизации документов".
Итогом
проделанной работы стал семинар-тренинг "Основные принципы и
методики предметизации документов в базах данных библиотеки".
Семинар-тренинг проходил два дня. Первый день был посвящен обзору
публикаций по теме электронной предметизации документов. Второй день
- рассмотрение методики предметизации на примерах. Были рассмотрены
требования к ПР, виды ПР, грамматика языка ПР, отдельно заголовок
и подзаголовок ПР. Участникам семинара были предложены задания по
самостоятельному формированию ПР по заданным темам. Затем проходило
общее обсуждение.
Язык
ПР предполагает наличие списка ПР в электронной форме, методик предметизации,
авторитетного контроля правильности формирования ПР на основе методики
предметизации. Справочник ПР в базе данных насчитывает около 46 тысяч
записей. Он постоянно пополняется и редактируется. Возможность создания
справочника появилась в связи с переходом на АС-Библиотека-2 в 2000
году. До этого времени ПР вводились прямо в базу данных.
Практика
координатного индексирования ключевыми словами используется и в нашей
библиотеке. Но мы считаем, что универсальные фонды нашей библиотеки
нельзя раскрыть с помощью только ключевых слов. Так как ПР имеют значительное
преимущество - полноту раскрытия содержания. Когда в библиографической
записи сочетаются различные темы, по ключевым словам невозможно отразить
всю полноту информации, а ПР это позволяют.
<Назад>____________<Вперед>____________<Содержание>____________<На
главную>