Каталогизационная лингвистика - проблемы сегодняшнего дня

Гаврилко Виктория Александровна,
заместитель директора по библиотечной работе
Кемеровской областной научной библиотеки
им. В. Д. Федорова

В декабре прошлого года на базе Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова в рамках Единого Центра каталогизации была открыта Творческая лаборатория по каталогизационной лингвистике. Основная цель, которую мы преследуем в работе лаборатории - разработка унифицированного подхода к созданию поискового образа документов. Мы осознаем, что взялись за сверхсложную задачу, поскольку на сегодняшний день эта проблема носит мировой характер.

В рамках концепции устойчивого развития общества, несмотря на сложность международной политико-экономической ситуации, информатизация общества - аксиома сегодняшнего дня. Развитие различных сфер деятельности человека - производственной, научной, образовательной, культурной и других, коренным образом меняют потребности пользователей. С одной стороны, нет необходимости доказывать, что информация представляет собой важный стратегический ресурс, от степени развития и доступности которого зависят практически все области жизнедеятельности. С другой стороны, рост объемов информации вызывает необходимость качественного ее преобразования, как в формах ее хранения и предоставления, так и в ее функциональной структуре. Потому так важно и актуально объединение наших усилий в организации доступа к ресурсам и их взаимоиспользования.

Рассмотрение вопросов распределения и рационального использования информационных ресурсов немыслимо без применения автоматизированной информационной технологии, без подключения к работе автоматизированных библиотечных систем. Развитие средств автоматизации идет опережающими темпами: в библиотечно-информационную сферу деятельности внедряются новые технические и программные продукты компьютеризации процессов обработки информационных массивов. По сути, произошел революционный переворот в организации доступа к информации посредством глобальных сетей и систем, обеспечивающий вхождение практически в любую точку планеты. Эти тенденции требуют изменений организационных основ библиотечного дела, согласованного взаимодействия библиотечно-информационных структур: библиотек различных организационно-правовых форм и форм собственности, информационных учреждений, научно-образовательных и учебных заведений с целью формирования надежной документной базы региона и обеспечения всеобщей доступности ресурсов Кузбасса.

К настоящему времени в Кемеровской области сформировалась разветвленная сеть библиотек, обладающая большим информационным потенциалом и обеспечивающая библиотечным обслуживанием самые отдаленные районы области. Значительное количество библиотек располагает персональными ЭВМ, ряд из них имеет локальные сети. Вместе с тем библиотечные учреждения, начавшие автоматизацию, находятся пока на этапе накопления информации в электронных базах данных. При этом зачастую имеет место дублирование баз данных в различных библиотеках, в то время как широкий спектр тем, не отражается в электронных справочных БД библиотек. Высокая трудозатратность ввода информации делает нецелесообразным автономное ведение параллельных БД на ограниченных фондах современных библиотек. Обособленность библиотек приводит к отсутствию единой методологии, единых принципов построения библиотечно-информационной сети и, в конечном счете, влечет за собой неоправданное дублирование в процессах обработки информации, создании баз данных, препятствует рациональному использованию региональных информационных ресурсов для удовлетворения информационных запросов пользователей.

Кемеровская областная научная библиотека, понимая всю сложность проблемы, тем не менее, сделала первый и реальный шаг в этом направлении. 1 Января 1999 года начал свою работу Единый Центр каталогизации, который определил свою стратегическую задачу - кооперирование деятельности в процессах комплектования и обработки документов библиотек Кузбасса. Следующим шагом в этом направлении стало открытие Творческой лаборатории по каталогизационной лингвистике. Конечным результатом предполагается - формирование единой региональной информационно-ресурсной базы, в первую очередь проведение организационных мероприятий по созданию совокупного документного фонда области. Это касается разработки стратегии формирования, учета и сохранности информационных ресурсов библиотек области. Посредством создания системы сводных каталогов и баз данных информационно-библиотечных учреждений достигается цель организации взаимодействия: обмен и перераспределение информационных ресурсов, технологическая унификация информационно-библиотечных процессов, разработка методической и регламентирующей документации по внедрению новых технологий и систем взаимодействия, создание единого регионального сводного электронного каталога и/или организация доступа к информационным ресурсам региона. В ряду основных задач - разработка технологии единой каталогизации занимает особое место, как наименее распространенный и отработанный механизм взаимодействия между информационно-библиотечными структурами.

В настоящее время активно ведутся работы по созданию методик ведения электронных каталогов области (а впоследствии и созданию сводного электронного каталога региона и/или организация доступа к информационным ресурсам региона), над разработками параметров обмена информацией с другими региональными информационными структурами. Если техническое решение по обмену данными на электронных носителях представляется наиболее отработанным механизмом взаимодействия, то в процессах перевода документных фондов библиотек в автоматизированный режим работы возникают проблемы совместимости разноуровневых методик поиска (например ББК для различных типов библиотек, УДК, предметные рубрикаторы, тезаурусы и др.).

Решаются сегодня, и вполне успешно, вопросы о правовых основах предоставления и получения информации. Но по-прежнему острой, актуальной и дискуссионной остается проблема - как организовать этот гигантский информационный поток, чтобы найти ответ на запрос пользователя. В мировой практике наработаны различные методы, методики и подходы к решению этой сверхзадачи. Разрабатываются искусственные языки, прорабатываются естественные языки в попытках создать опознаваемый всеми (сознанием человека, электронными средствами) знак, образ, которые позволили бы получить необходимый объем информации, сведений, данных, соответствующих параметрам запроса пользователя. Но это и есть одна из самых проблематичных задач, которую ставит перед нами время.

В обширном и разнообразном перечне информационно-поисковых языков каждый имеет свои достоинства и недостатки. "Плюсы" - в одних и "минусы" - в других ИПЯ носят принципиально несовместимый характер, вызывая многократные повторы, увеличивая ресурсозатратность и т.д., а в итоге - затрудняют поиск информации. Но наиболее важным препятствием является - отсутствие полной классификационной системы, которая представляла собой распределенную структуру знаний в различных отраслях деятельности человека и давала возможность ясного определения "маршрута" в процессе поиска и доступа к информации. С другой стороны, развитие общественного сознания в процессе жизнедеятельности способствует рождению новых лексем, понятий, определений. Мы, библиотечные работники, сталкиваемся с глобальной проблемой - заклассифицировать, засистематизировать, запредметизировать огромный лексический массив, пытаемся определить соподчиненность в иерархии понятий и дефиниций, создавая поисковые аппараты. Мы берем на себя огромную ответственность за конечный результат - доступ к информации.
Назрела необходимость перейти к конкретике в нашем стремлении преодолеть разобщенность в подходах к созданию поискового образа документов. И мы надеемся, что совместный труд может дать какие-то положительные результаты.

Надеемся, что наша кооперация окажется достаточно плодотворной. Хотелось бы, чтобы в рамках творческого сотрудничества мы могли подойти к разработке унифицированного подхода в каталогизационных процессах и отразить результаты работы в словарях, словниках, пособиях и инструктивно-методических материалах.

 

<Назад>____________<Вперед>____________<Содержание>____________<На главную>