|
|
|
|
Тимонина
Светлана Владимировна,
Главный библиотекарь Отдела управления фондами
МБУ "МИБС г. Новокузнецка"
e-mail: katal@libnvkz.ru
|
Предметом
детской литературы можно считать знания и представления об окружающей
действительности (о человеке, о мире, о природе, об искусстве и т.п.),
изображенные в форме, доступной детскому восприятию. Дети, особенно
дошкольники, верят в незыблемость и открытость мира, в доброту и справедливость,
в то, что положительное, хорошее, вызывающее одобрение взрослых, -
правильно и должно существовать именно в том состоянии, которое наиболее
предпочтительно для их понимания и восприятия. Литература для детей
посвящена истории и современности, природе и человеческому обществу,
культуре, наукам, искусствам. Поэтому предмет детской литературы характеризуется
богатством проблемно-тематического состава. Детская литература дифференцируется
на виды, соответствующие видам "взрослой" литературы с учетом
читательского адреса, и включает все виды литературы, кроме научной.
Выделяют познавательную, художественную и учебную литературу. Познавательная
литература делится на научно-популярную и научно-художественную.
Особенности
организации фондов детской литературы рассматриваются в учебнике К.
Л. Воронько "Организация библиотечных фондов и каталогов в разделе
"Расстановка детских книг": "Для того чтобы при расстановке
не перепутать книги, предназначенные для ребят разных возрастов, на
изданиях, адресованных самым маленьким читателям (дошкольники - школьники
1-го кл.), вместо индекса в шифре ставят букву "Д". Книги
для учащихся 2-3-классов получают перед шифром обозначение "Мл".
Литература для учеников 4-5-х классов (средний возраст) обозначается
буквой "С", стоящей тоже перед шифром. Без указания возрастной
группы классифицируются книги для руководителей детского чтения отмечаются
в шифре буквой "В", что дает возможность расставлять их
отдельно, не путая с детской литературой. Буквы "Ст" перед
шифром ставят только в том случае, когда детская литература входит
в состав фонда для взрослых читателей (например, в сельском филиале),
что позволяет отделить ее от литературы для взрослых читателей. Расположение
книг в фонде для дошкольников и школьников 1-го класса преимущественно
тематическое или жанровое. В фонде организуется большое количество
полочных выставок. Так, например, выделяют стихи, сказки (один из
любимейших детских жанров), книги о великих людях, книги любимых детских
писателей (например, стихи С. Я. Маршака) или тематические - о нашей
родине, о родной природе, о животных. В библиотеках для взрослых,
обслуживающих детей, фонд детской литературы должен быть выделен на
отдельные стеллажи".
В
настоящее время в детских библиотеках используется Библиотечно-библиографическая
классификация: таблицы для детских и школьных библиотек. Таблицы ББК
для детских и школьных библиотек - специализированное издание. Их
специфика связана с составом и содержанием фонда. Они отражают в своем
содержании особенности детской художественной и научно-познавательной
литературы. Таблицы 2008 г. составлены на базе 3-го издания таблиц
ББК для детских и школьных библиотек 1998 г. и опубликованных выпусков
средних таблиц ББК.
Средние
таблицы ББК предназначены для систематизации литературы в библиотеках
разных типов и видов: универсальных научных, высших учебных заведений,
отраслевых и специализированных. Первый выпуск вышел в 2001 году.
Средние таблицы в 10 выпусках ориентированы на универсальные библиотеки
с богатыми фондами. Хотя у нас в МИБС используются Средние таблицы
ББК, в библиотечных системах, в которых входят взрослые и детские
библиотеки, можно применять таблицы ББК для массовых библиотек.
В
2015 г. однотомным изданием были изданы Сокращенные таблицы ББК, которые
можно использовать наряду с ББК для массовых библиотек. Сокращенные
таблицы ББК - это книга для всех видов библио-тек, издательств, а
также для широкого круга читателей. Сокращенные таблицы системно связаны
с другими вариантами таблиц ББК - в первую очередь со Средними таблицами
ББК.
Если
ранее в детских библиотеках для изданий для дошкольного возраста вместо
индекса в шифре использовалась буква "Д", то в настоящее
же время при каталогизации и вводе в Электронный каталог используется
индекс ББК в соответствии с принятой методикой. При систематизации
изданий для детей выделяются разделы:
-
Художественная
литература;
-
Познавательная
литература (систематизируется в соответствующие подразделения
классификации);
-
Издания
для руководителей чтением (развивающая литература для занятия
с детьми воспитателей, педагогов, родителей).
При
систематизации изданий дошкольного и младшего школьного возраста сложно
разграничить художественную и познавательную литературу (научно-популярную,
научно-художественную). Это относится к рассказам о природе Виталия
Бианки, Святослава Сахарнова, Геннадия Снегирева. Произведения этих
авторов могут быть отнесены и к художественной литературе, и к отраслевой.
В связи с разночтениями в систематизации книг во взрослых и детских
библиотеках в Электронном каталоге делаются пометки о разнице в шифре,
а в детских библиотеках выделяется тематические разделы.
О
перспективах развития таблиц ББК пишет главный редактор ББК Э. Р.
Сукиасян: "Иногда меня спрашивают: когда выйдет последний выпуск
таблиц ББК. Отвечаю: этого не случится никогда - ведь книги на полках
библиотеки могут быть расставлены только в систематическом порядке.
Он естественен для читателей, так как основан на их знаниях, полученных
в школе или вузе, где изучаются те же предметы, дисциплины, науки.
Как только мы завершим первое издание Средних таблиц, начнём готовить
и второе. Ещё в 1930-х гг. в Германии пришли к выводу: 10 лет - оптимальный
срок жизни таблиц, за этот период не только в науке, но и в обществе
происходят серьёзные изменения. Таблицы Десятичной классификации М.
Дьюи (ДКД), применяемые в 140 странах мира, переиздаются каждые 8-10
лет". Так же он отмечает, что с 2020 г. планируется радикальные
изменения в структуре ББК, перевод на сотенную структуру основного
ряда делений и выпуск второго издания Средних таблиц.
Хотелось
бы вернуться к изданиям для детей и упомянуть об источниках информации
о детской литературе. В Интернете есть интересные сайты, такие как
"Библиогид", но куда интереснее познакомиться с видеозаписями
лекций новокузнецкого специалиста в области детской литературы, кандидата
филологических наук Зинаиды Геннадьевны Кривоусовой на сайте "МИБС
г. Новокузнецка" на странице Интернет-проекта "Живое слово".
В
своих лекциях "Сказки и сказочники в детском чтении", "Роль
иллюстрации в детской книге" Зинаида Геннадьевна рассказывает
о требованиях, которые предъявляются к детской книге с учетом возрастного
адреса, дает рекомендации родителям о том, как правильно выбрать книгу
с учётом возрастных особенностей своего ребёнка. Одновременно она
информирует родителей о том, что хорошие издательства указывают в
выпускных данных читательское назначение.
В
своём выступлении об иллюстрации детских книг З. Г. Кривоусова напомнила
слова С. Маршака о роли художника в издании книги. С. Маршак считал,
что художник такой же автор книги, как поэт или писатель. Эту позицию
известного детского писателя З. Г. Кривоусова проиллюстрировала на
примере его же книг. Рассказывая о творчестве С. Маршака, Зинаида
Геннадьевна предоставила возможность полистать ставшие уже раритетом
детские книги 1927 года издания с иллюстрациями художника В. В. Лебедева,
который на протяжении многих лет сотрудничал с С. Я. Маршаком. Далее
последовал рассказ о художниках В.М. Конашевиче, Е. И. Чарушине, А.
Пахомове, В. Сутееве, В. Л. Гильдяеве. Наряду с именами художников
старшего поколения прозвучали имена современных художников: Евгения
Антоненкова, Галы Рудых, Марины Ханковой.
В
связи со всем вышесказанным необходимо помнить, что при каталогизации
изданий для детей обязательно надо указывать иллюстраторов, т.к. они
являются равноправными создателями книги наряду с авторами текстов.
В
заключении приведем фрагмент из статьи "Иллюстрация детской
книги" с сайта Зинаиды Геннадьевны: "Иллюстрация - обязательная
и очень важная составляющая изданий, предназначенных детям. Её главная
задача заключается в переводе словесных образов на язык изобразительного
искусства, наглядном прояснении того, что написано. Кроме того,
иллюстрация тесно связана с полиграфическим оформлением книги".
Как и детская книга в целом, иллюстрации к ней должны иметь точный
возрастной адрес. Чем младше ребёнок, тем в большей степени картинки
преобладают над текстом. Издания для самых маленьких предполагают
полосную, чаще всего крупную цветную иллюстрацию, сопровождающуюся
несколькими стихотворными строчками. Для старших дошкольников предпочтительнее
более мелкие картинки с множеством деталей; в этом возрасте предполагается
иллюстрирование каждого эпизода. По мере взросления ребёнка зрительный
ряд уступает место словесному, но иллюстративный материал является
неотъемлемой частью произведений, адресованных подросткам и юношеству.
Чаще всего это цветные и/или чёрно-белые картинки к ключевым эпизодам,
заставки к отдельным частям книги. Способность сохранять "память
детства" даёт возможность лучшим художникам видеть мир литературного
произведения глазами ребёнка, создавать иллюстрации как бы от лица
своего читателя. Поэтому качественные и грамотно подобранные иллюстрации
не только воспитывают художественный вкус, но и приобщают ребёнка
к искусству слова, помогают ему в формировании навыков анализа текста".
Список использованной литературы:
1. Воронько, К. Л.. Организация библиотечных фондов и каталогов
[Текст] : учебник для библ. техникумов и библ. отделений культурно-просветительских
училищ / К. Л. Воронько. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва :
Книга, 1981. - 322 с.
2. Кривоусова Зинаида Геннадьевна Иллюстрация детской книги: к теории
и истории вопроса [Электронный ресурс] / З. Г. Кривоусова // Kontekstnet
: [сайт З. Г. Кривоусовой]. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/kontekstnet/,
свободный. - Загл. с экрана.
3. Редакторская подготовка изданий [Текст] : учебник для вузов /
[Антонова С. Г. и др.] ; под общ. ред. С. Г. Антоновой. - Москва
: Логос, 2004. - 495 с.
4. Сукиасян Э. Р. Как и почему мы перерабатываем таблицы ББК [Текст]
// Научно-технические библиотеки. - 2015. - № 9. - С. 18-23.
5. Сукиасян, Э. Р. Библиотечно-библиографическая классификация (ББК)
[Текст] : общий обзор, анализ и оценка Национальной классификационной
системы Российской Федерации : [практическое пособие] / Э. Р. Сукиасян.
- Москва : Литера , 2014. - 351 с.
|
|