|
Стафеева
Татьяна Павловна,
главный библиотекарь
Сектора книжных коллекций
ГБУК КемОНБ им. В. Д. Федорова
email: redfond@kemrsl.ru
|
"Я
верю в будущее русского просвещения, в русского человека, в силу
света и знаний"
И. Д. Сытин
"Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к науке и книгам",
- признавался Иван Дмитриевич Сытин, человек, который за 57 лет
издательской деятельности выпустил не менее 500 млн. книг.
В
дореволюционной России поистине не было человека, который не знал
бы сытинскую торговую марку "Товарищество печатания, издательства
и книжной торговли".
Сын
волостного писаря, в книжную торговлю Иван Дмитриевич попал случайно,
но сразу почувствовал влечение к книжному делу. Хорошо изучив спрос
посетителей торговых лавок и ярмарок, он поставил дело так, что его
дешевые книжки, календари и картинки расходились, как горячие пирожки.
"Купцы
торговались со мной в количестве, а не в цене, - вспоминал Сытин.
- Для всех товару не хватало".
К
началу ХХв. его издательство поглотило все другие крупные российские
издательства. Каждая четвертая вышедшая в стране книга была сытинской.
Первый
медиа-магнат России, Сытин первым применил прямые продажи, использовал
обратную связь и имиджевую рекламу, создал собственную дистрибьюторскую
сеть. Его девизом было: "Дорогую книгу удешевить, а дешевую -
улучшить".
Но
не один только коммерческий успех выделял Сытина из толпы его конкурентов.
Ему первому удалось приучить широкие массы русского народа к чтению
серьезной литературы. При этом Сытин шел на серьезный финансовый риск:
почти два года выпускаемые им дешевые издания Льва Толстого, Лескова
и других творцов русского слова не находили широкого сбыта и были
откровенно убыточными. Успех пришел в 1887 году, юбилейный год смерти
Пушкина, когда сытинский 900-страничный том, вобравший в себя все
сочинения великого поэта, разошелся невиданным тиражом - 1 млн. экземпляров!
За ним последовал такой же увесистый том произведений Гоголя, и дело
сдвинулось с мертвой точки. Всего в доступных для малоимущих изданиях
было выпущено 64 автора - классиков русской и зарубежной литературы.
Только за первые 4 года тиражи этих книг превысили 12 млн. экземпляров.
"Теперь книгоноши хорошо торгуют дешевыми брошюрами сочинений
Пушкина, Толстого и других, почитай, ими и торгуют, а разные сказки
про Бову и Еруслана теперь хоть и не носи совсем", - передавали
журналисты новости с книжного рынка России.
По
словам сотрудницы Сытина баронессы Варвары Ивановны Икскуль, Ивану
Дмитриевичу "русская деревня обязана многими часами светлого
досуга".
И.
Д. Сытин не окончил даже начальной школы. Но его коммерческая интуиция
была безошибочна.
Газета
"Русское слово" влачила довольно жалкое существование. Но
когда ее приобрел Сытин, все резко изменилось. Газета превратилась
а авторитетнейшее издание, с которым сотрудничали ведущие русские
литераторы. Ее называли "фабрикой новостей", и сам премьер-министр
С. Ю. Витте признавался: "Такой быстроты собирания сведений нет
даже у правительства". Притом газета "Русское слово"
была процветающим коммерческим предприятием. 2-3 полосы в каждом номере
отдавались под рекламные объявления. В год газета зарабатывала до
2 млн. рублей - фантастическая по тем временам сумма. А годовая подписка
на нее стоила всего 7 рублей - самая дешевая газета в тогдашней России.
После февраля 1917г. ее тираж достиг рекордного для России показателя
- 1 млн. 200 тыс.
Однако
своих рабочих Сытин не баловал, так как был очень прижимист. Однажды
он подсчитал, что знаки препинания составляют около 12 процентов набора,
и, подумав, решил платить наборщикам только за набранные буквы. Между
тем набор в то время осуществлялся вручную, и рабочему было безразлично,
берет он из кассы букву или запятую - трудовые усилия в обоих случаях
были одинаковы. Не удивительно, что предложение Сытина наборщики встретили
в штыки. 11 августа 1905г. возмущенные рабочие выдвинули хозяину требования
- сократить рабочий день до 9 часов и увеличить заработную плату.
Сытин согласился сократить рабочий день, но свой приказ - не платить
за знаки препинания - оставил в силе.… И тогда началась стачка, которую
подхватили рабочие других заводов и фабрик.
Напомню,
что все это происходило в "неграмотной царской России".
Крестьянская
натура Сытина заставила его приветствовать приход к власти большевиков,
чью агитационную литературу он охотно издавал и до революции. Советская
власть национализировала издательство Сытина, но в знак заслуг выдала
Ивану Дмитриевичу персональную пенсию и закрепила за ним и его семьей
двухкомнатную квартиру. Однако под маркой издательства Сытина книги
продолжали выпускаться до 1924 года.
Сам
Иван Дмитриевич после революции продолжал заниматься издательским
делом, хотя и не с таким размахом, как прежде, и, естественно, уже
не как хозяин. На общественных началах он консультировал Госиздат,
по поручению советского правительства вел переговоры в Германии о
концессии бумажной промышленности для нужд советского книгоиздания,
по заданию Наркоминдел ездил с группой деятелей культуры в США для
организации выставки картин русских художников, руководил небольшими
типографиями.
Умер
великий русский издатель в ноябре 1934 года.
Подарочные
издания И. Д. Сытина, которыми владеет сектор книжных коллекций
Кемеровской ОНБ им. В. Д. Федорова:
А.
М. Горький так оценил деятельность И. Д. Сытина: "Одним из
редких людей я считаю И. Д. Сытина, человека весьма уважаемого мною.
Он слишком скромен для того, чтобы я мог позволить себе говорить
о его полувековой работе и расценивать ее Значение, но все-таки
я скажу - огромная работа".