ПИСЬМО-РАЗМЫШЛЕНИЕ
участника Творческой лаборатории по каталогизации документов

Киреева Татьяна Николаевна,
главный библиограф отдела краеведения
ЦГБ им. Н.В. Гоголя МБУ МИБС г. Новокузнецка
e-mail: kraev.ktn@mail.ru

 

Занятия ТЛ(1) воспринимались мною как окно в мир предметизации в период сомнений и неопределенности при выборе приоритетных ИПЯ для электронного каталога. Неудовлетворенность поисковыми возможностями КС, невозможность нормализовать их необъятный массив - все это привело к предметным рубрикам (ПР). ТЛ открыла для меня интереснейшую, новую для меня область. Я поняла, что предметизация - это нужно, предметизация - это сложно и интересно, предметизация - это творчество. И это все принесли мне занятия ТЛ, вместе с лекциями и практическими занятиями Перевозчиковой К.В. и Скипор И.Л. (ред. - речь идет о преподавателях КемГУКИ), общение с Чухонцевой Н. В. и со всем коллективом ЕЦК(2).

Конечно, самыми интересными были первые годы занятий, когда для меня новым был процесс обучения, новые знания, сравнение теории, даваемой преподавателями, с моей практикой; я сама была вовлечена в процесс общения, нужно было напрягаться, учиться публично выступать (даже без особой подготовки, рискуя почувствовать себя глупой), защищая статус своей библиотеки.

Я никогда не могла бы почувствовать отдачу от ТЛ, ее значение, если бы сама не потрудилась, ведь практика работы с составлением своих словарей ПР, мучительный и радостный труд (вернее - творчество) - все это заставило поверить, что я на правильном пути. Поэтому-то и теория для меня была актуальна, интересна, я все поверяла своей практикой каталогизатора, и поисковика-библиографа.

Однако, если бы вначале я познакомилась с теорией (прослушала лекции, прочитала все умные книги по предметизации, которые, как оказалось, были у нас в библиотеке, и которые бы мне показали, что это очень сложно), то никогда у меня не хватило бы смелости создать ни один словарь. А огромные трудозатраты - приходилось создавать словари в свободное время…Конечно, мои словари… они несовершенны, а затея создать их на основе справочников, энциклопедий ("я изобретала велосипед") - это была сумасшедшая затея. Но благодаря моему незнанию методики предметизации, где интуитивно, а где и используя различные возможности справочного аппарата, я прошла для себя "путь первооткрывателя" предметизации. Опыт, который я приобрела в результате создания словарей, я думаю, не заменить ничем. Поэтому первые года два мне было интересно: узнавала новое, теория подтверждала то, к чему я пришла сама, и я делилась опытом, самореализовывалась как специалист.

Потом, когда пошли повторы лекций, когда я начиталась множества книжек по предметизации, стала следить за периодикой и профлитературой, то я слушала лекции, уже анализируя их. С той методикой создания КС, которую взяла частично у москвичей, частично у Инны Леоновны (ред. - Скипор И.Л., преподавателя КемГУКИ), я не совсем была согласна, исходя из практики работы с ними у себя в ЦБС (и создания, и использования). То есть информация уже была для меня вторична.

Последние годы, по правде, мне были интересны обсуждение наших проблем в ЕЦК, частных вопросов предметизации, т.е. то, что мне было нужно и близко.

Огромное значение для меня имело знакомство с библиотечным миром Кузбасса, общение с преподавателями и коллегами, то, что мне, к сожалению, не хватает у себя в библиотеке и городе. Пришло осознание своего значения в городе, области, сравнение своих достижений и проблем с достижениями и проблемами других. Для меня ТЛ - это путеводный маяк в бурном море современной каталогизации (предметизации и пр.). Конечно, это чересчур напыщенно, но, по сути, отражает ту роль, какую играет для меня ТЛ.

ТЛ для меня - это и новые знания, это и общение с коллегами-единомышленниками, это и сотворчество, которое проявляется в создании совместных информационных продуктов, это и дискуссионный клуб и трибуна новых идей и, конечно, добросердечная, теплая атмосфера, радость встречи, которую ждешь с нетерпением каждый год. Без ТЛ с ее многогранными формами работы уже не представляешь себе библиотечную жизнь Кузбасса, она дает те знания, ту ауру творчества, к которым должна стремиться каждая библиотека.

Огромное значение имеет и "расширение" влияния ТЛ на регион. Это дало возможность осознать, что проблемы у нас общие, что нам есть о чем поговорить, также рассказать о своих победах (больших и маленьких), оценить свою работу со стороны.

Понять то, что дала мне ТЛ, я смогла в Новосибирске, когда присутствовала на лекции по методике предметизации И.Д. Кузьминой, лингвиста, члена предметизационной комиссии Российской национальной библиотеки. То, что она читала, я уже узнала на занятиях ТЛ.

Изменение (расширение) названия ТЛ(3) я считаю закономерным: жизнь показывает, что нам нужно общение по всему спектру каталогизации (не только ПР), мы должны гибко реагировать на актуальные проблемы. Теперь вперед выдвигается, по-моему, использование того, что ввели, - информационный поиск, т.е. библиографическая работа, проверка результативности нашей работы по созданию каталогов.

Мешает работать, конечно, нехватка рабочего времени (мы работаем "на бегу", стараемся не снижать качество, полноту тематического раскрытия документов), дефекты программы, отсутствие хорошей техники, отсутствие (у нас) внимания к процессам каталогизации; не хватает штатных единиц (мы все помаленьку и предметизаторы, и систематизаторы; каждый и вводит информацию, и печатает карточки, то есть занимаемся всеми процессами).

Особенно не хватает внимания к процессам лингвистического обеспечения (ЛО) в наших федеральных центрах, я бы хотела иметь методичку по разграничению ПР и КС(4), небольшую, но толковую, а не сочинять ее самой, я бы хотела иметь доступ к АФ(5) ПР (спасибо за диск со старым АФ, пользуемся), к АФ заголовков индивидуальных авторов, к базе данных Российской книжной палаты.

Субъективный подход к индексированию будет всегда, на мой взгляд, - ведь это творчество. Хотя минимизировать его могут хороший электронный словарь ПР, регулярное обучение персонала предметизации, подробные инструкции по ЛО своих каталогов, то есть то, что требует времени и определенных усилий и знаний.

Поиск в ЭК - это бесконечность, необъятное поле для анализа, всяческих исследований и сравнений. Вроде бы по 30-100 КС стараемся давать на толковые книги + несколько ПР, а все равно не хватает информации, приходится рыться в книгах. Это из недавнего опыта моей дочери написания научной студенческой работы по теме "Психология мотивации управленческих решений" - практически ничего нет. В базе "Статьи" были всего 2 статьи, а в ЭК, в основном, учебники по общей мотивации. Сложность в том, что результативность поиска зависит от многих аспектов, не только от каталогизаторов (как они отразили ПР или КС содержание), может быть и такой темы вообще в фонде нет (новая, нет книг и пр.). И многое зависит от профессионализма консультанта-библиографа, от его начитанности, мастерства, знания не только ЭК и БД, но и справочного фонда. Мы можем ввести нужную информацию в ЭК, а неумелый библиограф может ее и не найти. Все равно мы не сможем предусмотреть в ссылках все варианты (синонимы и пр.) на рубрики и КС. Мы можем предусмотреть только основные. "Нельзя объять необъятное!"

2006 год

Отправитель письма: Киреева Татьяна Николаевна, заведующий отделом каталогизации ЦГБ г. Новокузнецка (ныне - главный библиограф отдела краеведения ЦГБ им. Н.В. Гоголя МБУ МИБС г. Новокузнецка).

Получатель: Чухонцева Надежда Васильевна, главный библиотекарь-предметизатор отдела ЕЦК Кемеровской ОНБ им. В.Д.Федорова (ныне - заведующий отделом "Центр комплектования и каталогизации" ГБУК КемОНБ им. В.Д.Федорова).


1. ТЛ - Творческая лаборатория по каталогизации документов - независимое объединение библиотек Кемеровской области. Создана и действует на базе Кемеровской ОНБ с 2000 г.

2. ЕЦК - отдел "Единый центр каталогизации" Кемеровской ОНБ. В настоящее время отдел называется "Центр комплектования и каталогизации" (ЦКК).

3. С 2000 г. ТЛ назвалась - Творческая лаборатория по каталогизационной лингвистике, в 2003 г. стала именоваться - Творческая лаборатория по каталогизации документов, в 2006 г. была идея переименования - Лаборатория по корпоративным ресурсам.

4. ПР - предметная рубрика, КС - ключевое слово.

5. АФ - авторитетный файл.