У
человека несведущего рассуждения о необходимости каталогизации
ретроспективной части фондов библиотек вряд ли вызовут интерес
и понимание. Для него непонятно, во-первых, что такое ретроспекция?
Что
обозначает словосочетание "ретроспективная часть фонда библиотеки"?
Электронная
каталогизация библиотечных фондов - что это такое?
Какова
цель каталогизации ретроспективной части фондов библиотек?
Есть
ли необходимость у библиотек делать такую трудоемкую работу, заведомо
зная, что она растянется на долгие годы?
Попробуем
ответить на эти вопросы. Но для этого обратимся к недавнему прошлому
библиотек - займемся ретроспекцией (в прямом понимании слова)*.
Есть
такая игра в ассоциации. Это когда человеку говорят какое-то слово,
а он тут же, не задумываясь, должен назвать первое пришедшее на
ум другое слово.
Так
вот, я уверена на все 100%, что слово "библиотека" автоматически
вызовет ответ "книги" или "много книг".
Люди,
которые в свое время получали среднее специальное или высшее образование,
могут к этому еще прибавить и другое слово - "каталоги".
Библиотечные
каталоги….. Это любимый всеми читателями за свою простоту и доступность
алфавитный каталог, вызывающие робость не только читателей, но
и библиотекарей - систематический и предметный каталоги и еще
множество других каталогов и картотек, которые создают в совокупности
справочно-библиографический аппарат библиотеки.
Если
говорить очень просто, то каталоги состоят из огромного количества
карточек, на которых в кратком виде представлена информация о
любом издании, которое когда-либо поступило в фонд библиотеки.
Это как паспорт у человека. Без паспорта человек - это часть безымянной
толпы, и только запись в паспорте делает его гражданином Ивановым
Павлом Кирилловичем, в отличие, скажем, от Ларионова Николая Петровича.
Запись
на карточке называется библиографическим описанием, из которого
читатель библиотеки может узнать автора книги, дату издания, название
книги и понять, наконец, нужна ли ему эта книга или нет.
Каждый
год в библиотеку поступают новые партии книг, фонд растет, постепенно
растет и объем каталогов. Во многих библиотеках для каталогов
отведены отдельные залы, снабженные техникой и различной мебелью
для удобства читателей. В залах каталогов дежурят сотрудники библиотеки,
потому что читателю очень сложно бывает понять, к какому каталогу
он должен подойти, чтобы найти каталожную карточку на интересующую
его книгу.
Главный
недостаток традиционных библиотечных каталогов заключается, пожалуй,
в том, что читатель должен прийти (приехать) в библиотеку и поработать
с каталогом (алфавитным или систематическим) для поиска нужной
ему информации. Библиотечные каталоги в данном случае - гора,
которая никогда не придет к Магомеду.
Обычный
читатель в своем желании найти нужную ему книгу ограничен фондом
и каталогом поселковой (и далее - районной, городской, областной)
библиотеки. Именно по такой цепочке двигалось требование читателя,
желающего во что бы то ни стало получить нужную ему книгу. Бывало,
что книгу находили в республиканской, государственной библиотеке,
затем ее пересылали по межбиблиотечному абонементу в поселковую
библиотеку, вручали читателю на определенный срок, а после этого
возвращали библиотеке-держателю книги. Зачастую на это уходили
недели и месяцы…
Все
изменилось в 1990-е годы, когда новые технологии и компьютерная
техника прочно и навсегда вошли в работу библиотек.
Все
библиотеки стали каталогизировать свои фонды, в первую очередь,
поступающие в фонд библиотеки новые документы (книги, журналы,
ноты, CD, DVD и пр.).
Каталогизация
- это совокупность процессов, обеспечивающих создание и функционирование
библиотечных каталогов. В состав каталогизации входят библиографическая
обработка, ввод данных или тиражирование каталожных карточек,
работа с каталогами (организация, ведение и редактирование каталогов).
Проще говоря, каталогизация - это формирование библиографического
описания на документ на основе того или иного программного обеспечения,
используемого библиотекой.
Библиотеки
используют разное программное обеспечение, наиболее известной
является система "OPAC-Global". Система является инструментом
для создания электронного каталога, работающем в реальном режиме,
доступном для публичного пользования.
Результатом
каталогизации фондов библиотек стали электронные библиотечные
каталоги. Электронные каталоги - это совокупность библиографических
записей в машиночитаемой форме, которая позволяет вести поиск
книг по разным параметрам (по заглавию, автору, теме, ключевому
слову, любому слову из аннотации и пр.), осуществлять заказ найденной
книги и ее выдачу.
Электронные
каталоги представлены на сайтах всех библиотек. Это означает,
что любой пользователь, находись он хоть в Кемерово, хоть на Курилах,
может посетить сайт нашей (и не только нашей) библиотеки и осуществить
поиск документа в ее электронном каталоге.
Цель
электронной каталогизации, ее, если можно так выразиться, сверхзадача
- сделать доступной для всеобщего пользования информацию о фондах
(книгах, нотах, картах и пр. и пр.) библиотеки.
И
эта цель будет достигнута только тогда, когда все книги (и другие
носители информации), подчеркиваю, все, будут каталогизированы
(т.е. представлены в машиночитаемой форме) в электронном каталоге
библиотеки.
Эра
электронной каталогизации в библиотеках, повторюсь, началась в
1990-е годы. Все документы, поступившие за эти 20-25 лет в библиотеки,
представлены в электронном каталоге. Во вторую очередь были ведены
в электронный каталог подсобные фонды отраслевых отделов библиотек.
Это фонды отделов иностранной литературы, литературы по искусству,
технической литературы и т. д. Но это только малая часть фондов
библиотек.
Вся
основная часть фондов библиотек сосредоточена в отделах основного
книгохранения. Этот фонд достигает огромных цифр - это сотни тысяч,
а зачастую и миллионы книг. Именно эту часть фонда называют ретроспективной.
Это книги, которые поступили в фонды библиотек до электронной
каталогизации - в 1940-е, 1950-е, 1960-е, 1970, 1980-е годы.
Отдел
основного книгохранения напоминает мне музейные запасники. Там
тоже стоит основная часть картин, дожидаясь момента, когда они
займут свое место в выставочных задах музея. А ведь многие такого
момента никогда и не дождутся.
Книги,
которые стоят в хранилище, тоже ждут своих читателей. И они обязательно
найдут их, если мы "вытащим их на свет божий", т.е.
отразим их в электронном каталоге.
Часто
возникают вопросы: а кому нужны книги 1950-1980-х годов? Неужели
ими кто-то интересуется?
Отвечу - да, да, и еще раз да! Не так давно я выполняла справку
по запросу "законы 12 таблиц". Из разговора с читателем
поняла, что речь идет о римском праве. Где искать? Опыт подсказывает,
что монографии на эту тему вряд ли написаны. Скорее всего, тексты
законов опубликованы в какой-либо хрестоматии по римскому праву.
Обнаруживаю, что тексты этих 12 законов есть в хрестоматии, но
не по римскому праву, а по истории Древнего Рима. Книга находится
в хранилище, дата издания хрестоматии - 1962 год.
Поэтому
каталогизировать ретроспективный фонд библиотеки считаю необходимым
и важным направлением работы библиотек.
Каталогизацией
ретроспективного фонда занимаются все библиотеки.
Более
того, каталогизация ретроспективной части фонда входит в число
приоритетных задач библиотеки любого типа.
В
практике работы библиотек каталогизация ретроспективной части
фонда осуществляется двумя способами:
-ретроспективной конверсией каталога (Генерального алфавитного
каталога),
-и каталогизацией собственно документов.
Наша
библиотека выбрала второй вариант, на мой взгляд, более целесообразный.
Во-первых,
каталогизация ретроспективной части осуществляется по упрощенной
методике. Это убыстряет процесс каталогизации.
Во-вторых,
на книги из ретроспективного фонда в процессе каталогизации наносится
штрих-код, который для библиотекарей является знаком того, что
книга введена в электронный каталог и может участвовать в электронной
книговыдаче.
(Те
библиотеки, которые выбрали первый вариант - ретроспективную конверсию
каталога - столкнутся с последствиями отсутствия в библиографической
записи на книгу в поле экземпляра штрих-кода. А эти последствия
заключаются в том, что книга не будет участвовать в электронной
книговыдаче (сканер "считывает" только штрих-код). Это
значит, что книгу все-таки придется брать с полки хранилища, клеить
на нее штрих-код и заносить его в библиографическую запись в электронном
каталоге. Главное преимущество первого варианта - скорость пополнения
электронного каталога, но в то же время этот способ требует больших
финансовых затрат (приобретение техники или оплата заказа в организации,
которая занимается сканированием, оплата заимствованных записей)
и высокой квалификации сотрудников).
В-третьих,
и этот момент очень важен, библиографическую запись на книгу из
ретроспективной части фонда можно заимствовать из Сводного каталога
библиотек России (далее - СКБР).
СКБР
- это библиографическая база данных, которая предназначенная для
взаимного обмена библиографическими записями между участниками
корпоративной каталогизации. СКБР включает документы из фондов
более 500 крупнейших библиотек страны.
СКБР
насчитывает более 20 миллионов библиографических записей и около
40 миллионов записей на экземпляры.
Ключевые
слова в определении СКБР - взаимный обмен библиографическими записями
между участниками корпоративной каталогизации. Это означает, что
библиотеки-участницы СКБР могут заимствовать библиографические
записи из СКБР в электронные каталоги своих библиотек.
Библиотеки
заимствуют записи в большом количестве. Объяснить это можно тем,
что библиотеки России в 1950-1080-е годы комплектовались централизованно,
поэтому фонды большинства библиотек-участниц СКБР оказались весьма
схожи, что облегчает деятельность библиотек по каталогизации ретроспективной
части фонда. Практически осуществить ретроспективный ввод печатных
документов силами отдела каталогизации или одной библиотеки сложно,
и распределенный принцип ретроспективного ввода (или ретроввода)
позволяет минимизировать трудовые, временные и денежные затраты.
Библиотека,
осуществляющая ретроввод, осуществляет поиск данной книги в СКБР.
При обнаружении библиографической записи в СКБР библиотека проставляет
в библиографической записи на книгу свою сиглу - отметку о том,
что эта книга есть в ее фонде. Наличие отметок других библиотек
свидетельствует о том, что данная книга есть в фондах этих библиотек.
После этого библиотека может заимствовать (забрать) библиографическую
запись в свой электронный каталог.
СКБР
доступен не только библиотекам-участницам, но и всем пользователям.
Публичный доступ дает возможность любому пользователю через СКБР
выяснить наличие того или иного информационного ресурса, его местонахождение
в конкретной библиотеке, выявить способ доступа к нему (книговыдача,
онлайн) и только после этого отправляться в библиотеку. Фактически
речь идет не просто об информационном ресурсе; СКБР в данном случае
выступает в качестве навигатора информационных библиотечных ресурсов.
Пользователь будет иметь возможность найти нужный ему документ
и "уйти" к владельцу этого ресурса.
Когда
библиотека обнаруживает, что в СКБР нет нужной ей библиографической
записи, она должна создать ее в Базе каталогизации СКБР (поставить
библиографическую запись в Сводный каталог) и созданную запись
забрать в свой каталог. Таким образом библиотека-участница пополняет
СКБР.
Так,
совместными усилиями библиотеки постепенно каталогизируют ретроспективную
часть своего фонда.
Если
бы можно было бы придумать девиз этой работе, то я бы дала такой:
"Медленно, но верно". Это часть фразы из немецкой пословицы
"Мельница господня мелет медленно, но верно...".
"А что же дальше?", - спросите вы…
Да,
цель достигнута - читатель (или, как говорят сегодня, пользователь)
получит информацию, что интересующая его книга (книги) находится,
например, в Кемеровской ОНБ, но он-то ее не прочтет, если, допустим,
живет в деревне Воскресенка Кемеровского района Кемеровской области.
Т. е. сделано только полдела… Все упирается в электронные ресурсы,
электронный контент, оцифровку.
Для
решения этой проблемы библиотечное сообщество России вместе с
Министерством культуры РФ создали новый проект - Сводный каталог
электронный ресурсов (СКЭР). Создание Сводного каталога электронных
ресурсов в настоящее время - одна из наиболее актуальных задач
в связи с тем, что практически каждая федеральная библиотека осуществляет
процесс оцифровки своих фондов. Оцифровка книг - это процесс перевода
бумажных книг в электронный (цифровой) вид. Электронные копии
книг могут образовывать электронные библиотеки и распространяться
в Интернете. Цифровые (или электронные) книги можно легко распространять,
воспроизводить и читать на экране.
Задача
библиотек - соединить электронную копию книги с библиографической
записью на эту книгу.
Осуществится, пожалуй, самая заветная мечта читателя - он сможет
не только найти книгу, где бы она не находилась, но и прочитать
ее, не посещая библиотеку.
В
связи с этим перед библиотеками нашей страны стоит, как кажется,
необъятная задача - оцифровать все книги общероссийского библиотечного
фонда. Об этом даже страшно подумать…. Но у библиотек России уже
есть опыт создания и работы в СКБР. Возможно, этот опыт окажется
полезным в организации оцифровки книг.
Оцифровка
книг - процесс многолетний, трудоемкий… но, как говорят, "дорогу
осилит идущий".
Необходимость каталогизации и оцифровки книг понимают и люди,
казалось бы, далекие от библиотечного дела.
Не
так давно, в ответ на пожар в ИНИОН, уничтоживший традиционные
каталоги, которые содержали карточки на 8 млн. книг, и уничтоживший
электронный каталог, депутат Государственный Думы, выступая перед
депутатским корпусом, задал вопрос: "Почему, несмотря на
выделяемые на оцифровку документов средства, в ИНИОН, который
имеет 8 млн. документов в фонде, каждый год оцифровывалось только
по 1 тысяче документов?"….
По
моему глубокому убеждению, процесс электронной каталогизации документов
неизбежен. Не делать этого - все равно что заставлять домохозяйку
стирать постельное белье на стиральной доске в то время, когда
у нее в доме есть новая стиральная машина известной марки с множеством
функций.
И,
самое, пожалуй, главное - на библиотеки возложено решение важнейшей
социальной задачи - обеспечение конституционных прав граждан России
на свободный и равный доступ к информации, приобщение к ценностям
российской и мировой культуры, фундаментальным и практическим
знаниям.
А
этот доступ будет возможен только в том случае, когда пользователь
получит возможность ознакомиться с содержанием документа, находясь
в любом населенном пункте нашей страны.