|
Котышева Н.Н.,
главный библиограф
Отдела библиотечного краеведения
ГБУК КемОНБ им. В.Д. Федорова
email:
krai@kemrsl.ru
|
Библиотеки Кемеровской области, ориентируясь на читательские запросы и потребности, а также учитывая возрастные особенности пользователей, ежегодно выпускают разнообразные виды краеведческих изданий. Традиционно большинство ЦБС отдают предпочтение малым формам краеведческих библиографических изданий, таким как буклеты, памятки, листовки, закладки, дайджесты, рекомендательные списки. Они оперативны, помогают своевременно донести до пользователей информацию о новой литературе, писателях, мероприятиях и т.д.
Согласно отчетам городских и районных ЦБС Кемеровской области, в 2017 году библиотеками области было издано 979 краеведческих изданий, из них 650 (66,4%) печатных изданий и 329 (33,6%) электронных.
Следует отметить, что преобладающее большинство электронных изданий (66%) принадлежит городским библиотечным системам и только 33% районным ЦБС. Тогда как печатные издания городские и районные ЦБС выпустили практически в равном объеме: 49,5% - городские, 50,5% - районные. Если печатных изданий городские и районные библиотечные системы издали в равных пропорциях, то по созданию электронных изданий городские библиотеки в два раза опередили районные. Такая ситуация связана, скорее всего, с недостатком программно-технического обеспечения районных ЦБС и отсутствием специалистов, обученных работе в специализированных программах.
В преобладающем большинстве электронные издания по технологии распространения являются локальными (89%), причем 68% из их числа подготовлены районными библиотеками. Городские ЦБС отдают предпочтение созданию электронных изданий, которые по технологии распространения относятся к сетевым (6%). Комбинированные издания (5%) в большинстве своем также подготовлены районными библиотеками.
По целевому назначению большинство электронных изданий библиотек относится к информационным (29%), массово-политическим (19%) и научно-популярным (19%) изданиям. Также можно отметить издания литературно-художественного (8%), справочного (6%), рекламного характера (5,5%), для досуга (5,5%) и другие (8%).
По периодичности электронные издания являются в большинстве своем непериодическими (87%), сериальными (11%), из них сериальными обновляемыми (36%), сериальными периодическими (18%), сериальными продолжающимися (18%); у 2% электронных изданий периодичность не определена.
Таким образом, электронные издания ЦБС Кемеровской области имеют различную периодичность, но 87% всех электронных изданий являются непериодическими.
Если работа над электронными изданиями пока еще вызывает сложности у некоторых библиотечных систем, то по работе с печатными изданиями ЦБС Кемеровской области имеют богатый опыт и свои традиции.
Печатные издания по знаковой природе в основном являются текстовыми – 82%, изоиздания составили 14% и картографические издания 4%. Надо отметить, что текстовые издания примерно в равном количестве издали как городские, так и районные ЦБС, а вот изоиздания в основном были подготовлены городскими библиотеками, а картографические издания - преимущественно районными библиотеками.
Печатные издания по целевому назначению в основном выпускаются информационного (49%), литературно-художественного (15%), рекламного (11%), справочного (10%), научно-популярного (8%) и производственно-практического характера (6%).
При анализе печатных изданий городских и районных библиотек по целевому назначению получилась следующая картина[1]:
- информационные издания почти в равном объеме издаются как городскими (45%), так и районными библиотеками (55%);
- литературно-художественные издания в большинстве выпускаются районными библиотеками (71%), чем городскими (29%);
- а вот изданий рекламного характера значительно больше издается городскими библиотеками (75%), чем районными (15%); Часто библиотеки создают рекламную продукцию в качестве сопроводительного материала для проводимых мероприятий. Выпуск подобной продукции делает мероприятия библиотек более наглядными и запоминающимися для читателей, вызывает дополнительный интерес к определенной литературе;
- справочные издания также чаще издают городские библиотеки (62%), чем районные (38%);
- научно-популярные издания по большей части были изданы районными библиотеками (64%), а городскими - (36%);
- издания производственно-практического назначения были изданы только городскими библиотеками.
Таким образом, по целевому назначению и электронные и печатные издания в большинстве своем носят информационный характер. Научно-популярные, литературно-художественные, справочные и рекламные издания городскими и районными библиотеками издаются в разных пропорциях и в текстовом и в электронном виде. Только издания массово-политического характера и издания для досуга созданы в электронном виде.
1 Мы рассмотрели более подробно только печатные издания, так как их значительно больше и картина получается более выраженная
Печатные издания по периодичности являются непериодическими (75%), периодическими (15%), продолжающимися (3%), сериальными (7%).
Таким образом, по периодичности электронные и печатные издания библиотек являются в основном непериодическими, небольшая часть является сериальными и продолжающимися. Обновляемые издания характерны только для электронных изданий, но пока они составляют лишь небольшую часть от общего количества электронных изданий.
Что касается тиража печатных краеведческих изданий, то только небольшое количество изданий библиотек может похвастаться большим тиражом. В основном тираж варьируется от 1 до 10 экземпляров, что составляет 71% всех изданий ЦБС Кемеровской области. Тираж от 11 до 50 экземпляров составляет 26%, тираж от 51 до 100 экземпляров – 1,7%, от 101 до 500 – 1 %, от 501 до 1000 экземпляров – 0,3%. Таким образом, очевидно, что тираж в редких случаях превышает 50 экземпляров и только в единичных достигает 1000.
Современная краеведческая издательская деятельность библиотек является многогранной, выражает активную позицию библиотек и формирует ее имидж как центра исследовательской и просветительской деятельности по краеведению.
Анализ годовых отчетов библиотек за 2017 год показал, что репертуар изданий по краеведению очень разнообразен – от буклетов и рекламных листовок до полнотекстовых библиографических указателей, календарей и сборников стихов местных авторов.
Большое количество изданий создавались в ходе подготовки для участия в конкурсах, для сопровождения библиотечных мероприятий, с целью продвижения книги и чтения, просвещения населения, обучения библиотечных специалистов, формированию положительного имиджа библиотеки.
Значительное количество издательской продукции создано по материалам поисковой работы библиотек области. Библиотеки занимаются восстановлением истории своих сел и деревень, поиском забытых имен, собирают рукописи и фотографии, записывают воспоминания старожилов, изучают материалы семейных архивов и многое другое.
Но остается актуальной необходимость придерживаться определенных правил при создании краеведческих издательских продуктов в библиотеках Кемеровской области. Нередко встречаются издания, оформленные без соблюдения элементарных требований, установленных регламентами к печатным и электронным изданиям. Без соблюдения таких требований библиотекам трудно претендовать на роль престижного учреждения в социуме. Между тем соблюдение требований поможет сотрудникам библиотек более четко понимать, какое издание они делают и для кого, т.к. из отчетов видно, что в некоторых случаях библиотекари затруднились в определение целевого назначения издания, его знаковой природы, технологии распространения.
Чтобы завоевать внимание пользователей и местного сообщества, библиотеки должны быть заинтересованы в выпуске качественных издательских продуктов и придерживаться в своей работе требований стандартов по издательскому делу и библиографической деятельности.