|
Ульянова И.В.,
Главный библиотекарь отдела
Отдела "Центр культурных программ"
Кем ОНБ им. В. Д. Федорова
e-mail: ulyanova@kemrsl.ru
|
Библиотечная выставка была и будет одной из самых традиционных форм презентации библиотечного фонда, а проведение выставок в библиотеках является одним из самых традиционных и распространенных методов раскрытия библиотечных фондов, пропаганды лучших документов и информирования пользователей о новых поступлениях.
Среди последних справочных и монографических изданий по данной теме необходимо выделить работы О. Зыкова¹, Н. Збаровской² и Е. Кузнецовой³, а также "Справочник библиотекаря"4.
Отдельные аспекты выставочной деятельности библиотек, в том числе форм и методов организации находят свое освещение в рамках сообщений и публикаций по отдельным вопросам5. (Необходимо выделить отдельно систему методических рекомендаций по данному виду деятельности. Эти публикации суммируют опыт и изменения обычно в рамках конкретного региона и позволяют отслеживать все основные изменения в данном сегменте)6.
Источником для анализа и некоторых выводов будет служить выставочная деятельность отдела "Центр культурных программ" Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Фёдорова в период с июля 2016г. по август 2017г.
Актуальность теме добавляет необходимость внедрения и использования в выставочной деятельности форм и методов, позволяющих войти в открытое информационно-образовательное пространство, создать условия для саморазвития и самосовершенствования личности современного читателя.
Библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления7. За рассматриваемый период сотрудниками отдела было представлено для экспонирования 13 выставок с использованием фонда библиотеки. Большую часть этих выставок можно назвать тематическими или комплексными, ведь для оформления были использованы иллюстративный материал, фонды музеев, архива и других учреждений и отдельных лиц, выступающих партнерами при создании какой-либо выставки.
Практически все выставки были созданы на основе фонда Кемеровской ОНБ. Из них 2 выставки - на основе фонда Сектора книжных коллекций КемОНБ, а выставка "Большая губерния", сформированная в рамках проекта "Центральные библиотеки России - Кузбассу" - на основе краеведческой коллекции фонда редкой книги Томской областной универсальной научной библиотеки.
Каждая выставка решает свою конкретную задачу и имеет определенный читательский адрес.
Выставки, посвященные юбилеям писателей (Ф.М. Достоевский, Н.А. Карамзин), представили богатство фонда Сектора книжных коллекций КемОНБ им. В. Д. Федорова: на выставки экспонировались фрагменты собраний сочинений Ф.М.Достоевского8, и отдельные издания9.
Показ сопровождался копиями документов, в том числе писем Ф.М Достоевского, и материальных предметов из фонда Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского (г.Новокузнецк), что позволило указать посетителям на важный период (Кузнецкая коллизия) в жизни великого писателя.
Не менее интересной стала выставка, посвященная юбилею историографа, реформатора русского языка и крупнейшего литератора рубежа XVIII-XIX вв. Н. М. Карамзина, ведь в фонде сектора книжных коллекций КемОНБ им.В.Д. Федорова есть несколько дореволюционных изданий основного произведения Н.М. Карамзина10 и поистине великолепный образчик книгоиздательского искусства – труд Карамзина Н.М. История Государства Российского в одной книге (2013). Эти материалы фондов были представлены вместе с копиями портретов самого Н. М. Карамзина и его близких, цитатами, текстовыми материалами и копиями дополнительных материалов по истории создания крупнейшего труда Н. М. Карамзина – Истории государства Российского.
В выставках, посвященных 75-летию театра кукол, презентации коллекции народного мастера России И.В. Николаевой, книжный фонд был фоном для рассказа о предметах, представленных на выставке11, что ничуть не умалило значение книжного материала. Фоновый – не значит – второстепенный, это просто находящийся на втором плане, но необходимый материал для раскрытия темы выставки. Культурологический материал по истории кукол, появлению кукольных представлений, истории глиняной игрушки в России нашел своего читателя, т.к. в таких объемах он представляется редко и, тем самым, привлек внимание посетителей.
Основой для формирования выставки "Шахтерские судьбы. Начало" стал совместный проект ГБУК "Кемеровская областная научная библиотека им. В.Д.Федорова" и ГУ "Государственный архив Кемеровской области". Выставка посвящена истории освоения угольных богатств нашего края, начиная с 1883 года, когда была построена первая шахта, положившая начало Кольчугинскому руднику. Визуальный ряд этой выставки выполнен с помощью документов и материалов, представленных МБУК "Городской краеведческий музей" Анжеро-Судженского городского округа, ГУ "Государственный архив Кемеровской области" и изданиями и документами из фондов ГБУК "Кемеровская областная научная библиотека им. В.Д.Федорова"12. Эта выставка была попыткой показать электронную коллекцию в материальном виде, которую можно считать удавшейся, т.к. на открытии ветераны шахтерского труда задавали огромное количество вопросов по материалам выставки.
И последним из рассматриваемых выставочных проектов стала книжная выставка "Путешествие по России", проходившая в музейной галерее летом 2017 года. Это было своеобразное книжное путешествие по Транссибу и по любимым уголкам Кемеровской области. Разнообразие книжного фонда Кемеровской ОНБ позволило осуществить это удивительное путешествие, начало которому положили обе столицы государства российского – Москва и Санкт-Петербург. Книги по истории и отдельным достопримечательностям Москвы и Питера, в том числе репринтное издание альбома "Живописное путешествие из Северной столицы в Первопрестольную"13 знаменуют начало этого пути, отдельная витрина альбомов и книг по Золотому кольцу ее продолжает, а издания, представляющие Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Улан-Уде, Владивосток и озеро Байкал, делают это путешествие интересным и разнообразным. Для дополнительного привлечения внимания в витрины поместили билеты в музей, коллекцию магнитов и сувениров, а также знаменитый стакан с подстаканником, подобные которым используются в поездах.
Каждая выставка решает свою конкретную задачу и имеет определенный читательский адрес. Но выставочная деятельность в КемОНБ им.В.Д. Федорова решает несколько задач – презентуя богатства книжного фонда, сотрудники библиотеки раскрывают тематический материал и показывают книгу как объект культурно-исторического наследия.
1Зыков О. Выставочная работа публичных библиотек: опыт практического пособия. – Л., 1990. – 53 с.
2Збаровская Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек. – СПб. : Профессия, 2004. – 224 с. – (Серия "Библиотека").
3Кузнецова Е. Б. Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах. – М.: Чистые пруды, 2006.- 56 с. – (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Библиотека в школе" ; вып. 4 (10)).
4Справочник библиотекаря. – СПб. : Профессия, 2007. – 495 с.;
5Голдина И. И. Нетрадиционная выставка – это современно! // Библиотека. – 2003. – № 1. – С. 23–24. ; Мужикова Е. Выставка – всегда интересно: синтез творчества и практической деятельности. "Аршином общим не измерить..." – выставка-размышление // Библиополе. – 2008. – № 1. – С. 40–42. ; Самусева Г. М. Как вывести затворниц в свет : продвижение книжного фонда // Библиополе. – 2007. – № 12. – С. 52–54.
6 Выставочная деятельность библиотек. ttps://sites.google.com/site/metodistmb/kollegam/rekomendacii/vystavocnaa-deatelnost-bibliotek; Выставочная деятельность: традиции и новации. Методическая помощь. http://detlib.nnov.ru/node/37
7Справочник библиотекаря. – СПб. : Профессия, 2007. – С. 198.
8Полное собранiе сочиненiй Ф. М. Достоевскаго1888 ; Полное собранiе сочиненiй Ф. М. Достоевскаго. Повести и рассказы. - Санкт-Петербург: без издательства, 1891 ; Достоевский Ф.М..ПСС,СПб изд.Маркса,1895г .; Полное собранiе сочиненiй Ф. М. Достоевскаго: Безплатное приложенiе къ журналу "Нива" на 1894 - 1895 гг. ; Полное собранiе сочиненiй Ф. М. Достоевскаго: Съ многочисленными приложенiями. - Санкт-Петербург: Книгоиздательское товарищество "Просвещение".
9Достоевский. Братья Карамазовы. романъ. - Петроград: Комиссариат народного просвещения. Литературно-издательский отдел, 1918.
10Исторiя государства россiйскаго. - Санкт-Петербург: без издательства, 1817. - Т.5. ; Исторiя государства Россiйскаго. - Санкт-Петербург: без издательства, 1830. - Т.3. ; Исторiя государства Россiйскаго : Съ рисунками. - Санкт-Петербург: без издательства, 1897. - Т.7.
11Рогов, А. П. Черная роза. Книга о русском народном искусстве. - Москва: Современник, 1978.
12Васютин, В. Ф. Основные линии развития Урало-Кузбасса во втором пятилетии. Переработанный и дополненный доклад прочитанный на 1 всесоюзной конференции по размещению производительных сил. (с приложением карты Урала, Сибири и Казакской АССР). - Москва: Советская Азия, 1932г. ; Бек, А. Главы истории Кузнецкстроя (1913-1920 гг.). - Москва: История заводов, 1933. ; Станов В. В., Геолого-промышленное описание Осиновского каменноугольного месторождения Кузнецкого бассейна. - Новосибирск [и др.]: Государственное объединенное научно-техническое издательство, 1935. ; Куташов И. Д, Геолого-промышленное описание Прокопьевского, Киселевского и Афонинского районов. - Ленинград. - Москва. - Новосибирск. - Грозный: Государственное научно-техническое горно-геолого-нефтяное издательство, 1934. ; За десять лет. Кузнецкий округ к десятой годовщине Октябрьской революции (1917-X-1927). - Щегловск: [б. и.], 1927.
13Санкт-Петербург - Москва. Живописное путешествие из Северной столицы в Первопрестольную : [альбом]. - Москва. - Интербук-бизнес. - Государственный исторический музей: Интербук-бизнес: Государственный исторический музей: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ), 2003.