|
Стафеева Т.П.,
главный библиотекарь
Отдела библиотечного краеведения
ГБУК КемОНБ им. В.Д. Федорова
email: redfond@kemrsl.ru
|
Сегодня мы расскажем о роскошном старинном издании "Фауста" И.-В. Гёте в переводе А. А. Фета (1820-1892) с выдающимися полностраничными иллюстрациями немецкого художника Э. Зейбертца.
Это издание очень большого размера 42 x 33 см в издательском полукожанном переплете с золотым тиснением, с тройным золотым обрезом. Помимо множества иллюстраций и виньеток в тексте, издание украшено отдельными 25 листами гравюр немецкого художника Э. Зейбертца1, исполненных в технике гравюры А. Шлейхом2 и М. Шторцем. Медные гравированные пластины для этого издания изготовлены в Париже. Для печати гравюр использована бумага высшего качества, специально изготовленная фабрикой К. П. Печаткина в Красном Селе. Наборный шрифт специально отлит в "Словолитнях О.И. Леман" в Петербурге. Данное издание, выпущенное знаменитым русским издательским домом А.Ф. Маркс, - одно из лучших русских изданий "Фауста"
"Фауст" - центральное произведение творческого наследия И.В. Гете. Над переводом отдельных частей "Фауста" работали известнейшие русские поэты В. А. Жуковский, А. Грибоедов, Ф. Тютчев, А. Веневитинов, А. Толстой.
Переводы обеих частей трагедии появились уже в конце XIX в., автором одного из них был А. А. Фет. Перевод "Фауста" был осуществлен Фетом в 1882-1888 гг. и признан очень удачным. Данное издание было выпущено знаменитым русским издательским домом А.Ф. Маркса.
Адольф Федорович Маркс родился 2 февраля 1838 г. в Штеттине (ныне - Щецин), в семье фабриканта башенных часов. По окончании коммерческого училища работал приказчиком в книжной торговле. В 1859 г. переехал в Россию, пять лет проработал у книготорговца Ф. Битепажа, а в 1863 г. перешел к М. О. Вольфу. В 1864-1869 гг. он преподавал иностранные языки, служил письмоводителем в правлении Петербургско-Варшавской железной дороги.
В 1869 г. А. Ф. Маркс издал первые книги: "Статистическая таблица государств и владений всех частей света" и "Кумыс. Его физиологическое и терапевтическое действие" Э. Штальберга.
С 1870 г. Маркс выпускал основанный им и первый в России массовый иллюстрированный еженедельный журнал для семейного чтения - "Нива". В журнале публиковались очерки географического и исторического характера, популярные статьи "по наукам и искусству", по вопросам медицины и т. п. В разделе беллетристики публиковались переводные романы, повести, также печатались и произведения русских писателей. Особый интерес читателей вызывали фотокорреспонденции о важнейших мировых событиях и репродукции с картин выдающихся художников.
С 1871 г. Маркс начал практиковать рассылку в качестве приложения к "Ниве" журнал "Парижские моды", а с сентября 1879 г. стал выпускать бесплатные приложения к "Ниве" - картины, портреты, календари и т. д. С 1894 г. бесплатными приложениями к "Ниве" стали систематически выходить собрания сочинений крупнейших русских и зарубежных писателей. Вначале издатель публиковал авторов, после смерти которых прошло не менее 50 лет - в этом случае отпадала необходимость в выплате авторского гонорара: например, среди таких авторов были Д. Фонвизин, И. Кольцов, И. Полежаев, Екатерина II и др.
В дальнейшем, упрочив свое финансовое положение, Маркс получил возможность приобретать права и у наследников классиков. Такая издательская политика принесла свои плоды: подписка на журнал возросла до 250 тыс. экземпляров и благодаря своей дешевизне издания А. Ф. Маркса распространялись по российской провинции невиданными прежде тиражами.
В числе изданий фирмы - выпущенные в качестве приложений или самостоятельно собрания сочинений и отдельные произведения М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, А. П. Чехова, А. А. Фета, Ж.Б. Мольера,Г. Ибсена, М. Метерлинка и др., а также прекрасно оформленные "Потерянный рай" Дж. Мильтона и "Фауст" И. В. Гете.
"Это было первое в России полное издание величайшего из произведений Гете. По словам Маркса, "перевод Фета был сделан почти дословно, размером подлинника и с соответствующими рифмами. Я сопроводил его не менее художественными иллюстрациями в эстампах Зейбертца (числом 25), отличающихся строгою выдержанностью древнегерманского стиля, равно как и многочисленными (до 130) рисунками, гравированными на дереве, заставками и т.п." - писал он, посылая книгу Суворину.
Желание поразить современников во многом определило характер оформления "Фауста". Громадный том объемом в 100 листов, напечатанный на веленевой бумаге, ярко демонстрировал возможности печатной техники.
По заказу Маркса один из сотрудничавших в "Ниве" художников выполнил рисунок в старонемецком стиле, по которому был исполнен медный штамп для рельефного тиснения переплета. Стоила книга чрезвычайно дорого - 40 рублей. Практически цель, которую ставил перед собой издатель, не была достигнута, издание оставалось украшением лишь богатых гостиных. Поэтому в 1899 г. Маркс переиздал "Фауста" в "Иллюстрированной библиотеке "Нивы". Книга была издана небольшими выпусками и стоила покупателям, подписавшимся на нее до издания всего тома целиком, 14 руб. Покупавшие книгу единовременно платили значительно дороже - 20 руб.3.
По образному выражению одного известного публициста, "Адольф Федорович Маркс сделал для России больше, чем иной министр народного просвещения"4.
1 Энгельберт Зейбертц (1813-1905) – немецкий художник, живописец и график, портретист, мастер исторической картины. Родился в Брилоне в семье немецкого вестфальского историка и юриста Иоганна Зейбертца, племянник архитектора Энгельберта Зейберта-младшего. После школы поступил в Академию Художеств в Дюссельдорфе, учился у Лессинга, Корнелиуса, Хильдебранда, фон Шадова. Первой известной работой Зейбертца являются "Камни Брюкхаузера". Его рисунок "Металлургический завод Ольсберга" считается старейшим изображением промышленной Вестфалии. В 1835-41 гг. создал иллюстрации для "Фауста" Гете.
2 Aдриан Шлейх (Мюнхен, 1812-1894) – немецкий гравер 19 века.
Учился мастерству в Мюнхене. Автор множества гравюр с картин своих современников, позднее основал в Мюнхене свою мастерскую. Наиболее известен гравюрами для "Фауста" Гете, а также для "Das Lied von der Glocke" Ф. Шиллера и "Рейнеке-лиса" Вильгельма фон Каульбаха
3Динерштейн, Е. А. "Фабрикант" читателей: А.Ф. Маркс / Е. А. Динерштейн. - М. : Книга, 1986. - с. 75.
4Там же, с. 183.