Коллекции редких фондов и краеведческие коллекции библиотек Кемеровской области: опыт работы

Смышляева Т. Б.,
главный библиотекарь
Отдела организации и использования единых фондов
МБУ "МИБС г. Новокузнецка"
e-mail: ooiief@libnvkz.ru

Коллекция редкого фонда МБУ "МИБС г. Новокузнецка"

В книжных фондах наших библиотек хранится немало редких книг: первые издания сочинений классиков мировой литературы; книги, отличающиеся достойным высокохудожественным оформлением; малоформатные и факсимильные издания; книги с автографами авторов.

Остановимся на коллекции редкого фонда (издания XIX-начала XX в.) Отдела организации и использования единых фондов МБУ "МИБС г. Новокузнецка". В коллекции редких книг сосредоточены в основном издания гражданской печати середины XIX – начала XX века, имеющие историческое, художественное и общественное значение; есть документы полиграфического искусства. В настоящее время количество изданий в коллекции редкого фонда библиотеки насчитывает 1450 экземпляров.

Коллекция уникальных памятников культуры частично сформирована из дарственной литературы. Имена дарителей за давностью лет, к сожалению, не сохранились. Но книги – вот они – стоят на полках библиотечных стеллажей, на них - отпечаток прошлых лет, их можно взять в руки, полистать, узнать о том, что же читали наши прадеды и деды. Проследить судьбу этих книг довольно затруднительно, лишь на некоторых имеются автографы и экслибрисы бывших владельцев.

В 2000 г. началась работа по анализу физического состояния редкого фонда. В результате были выявлены книги с автографами, экслибрисами, штампами, рукописными записями владельцев. По штампам можно проследить путь книг по библиотекам города.

Так, на книге А. Д. Алферова "Грибоедов и его пьеса" (1897 г.) присутствует штамп ученической библиотеки Кузнецкого женского высшего начального училища. Издание И. И. Иванова "Шекспир В. Биографический очерк" (1904 г) отмечено печатью Кузнецкого женского приходского училища.

Пометки, штампы и экслибрисы на некоторых книгах донесли до нас имена и фамилии своих владельцев: "Из книг Александра Анисимова", "Из книг Сергея Никитича Брашнина", "Из книг Александра В. Гольдберга", "Библиотека Д. Шебалина", "Доктор медицины Эммануил Николаевич Иванов", "Из библиотеки Н. И. Носова" и др. Интересны штампы книжных магазинов, в которых продавались книги: "Московский книжный магазин в Киеве", "Книжный магазин В. А. Сыхра, бывший А. А. Юзефовича в Харькове", "Книжный магазин А. Д. Корчагина в Харькове" и др. Чем дальше время отодвигает дату издания книги, тем больше владельческие надписи, печати, штампы, экслибрисы и ярлыки поднимают ценность той или иной книги.

Комплектование коллекции

Серьезным подспорьем в комплектовании фонда редких изданий стали букинистические магазины страны. Часть книг из дореволюционного фонда была приобретена в букинистических магазинах г. Ленинграда в 1950-е годы библиотекарем Мельниковой Полиной Ильиничной. Однако основой фонда редких изданий ЦГБ им. Н. В. Гоголя г. Новокузнецка являются книги из библиотеки завода № 526 ("Машзавода"), эвакуированного в годы Великой Отечественной войны из г. Коврова. Поезд вез людей, оборудование, вагон книг заводской библиотеки. Позднее большая часть редких книг была передана в ЦГБ им. Н. В. Гоголя. В 90-е гг. XX в., когда закрывались профсоюзные библиотеки, в наш фонд были переданы книги библиотеки "Кузбассшахтостроя".

Надписи на 29 книгах из коллекции говорят об их принадлежности собранию Е. М. Полянской, страстного собирателя книг, первого директора Научно-технического музея "КМК". Она была из семьи потомственных дво¬рян и военных, проживавших в г. Костроме. Отец, Михаил Сергеевич По¬лянский, - участник русско-японской и пер¬вой мировой войн. Мать, Екатерина Никола¬евна, в девичестве Философова, тоже при¬надлежала к дворянскому роду из российского офицерства. Это и станет главной при¬чиной "переселения" костромичей Полянс-ких в Кузнецк. Интересы семьи были самыми разносторонними, в их библиотеке книги по культуре, истории, литературоведению, философии, беллетристике: "Активное народничество семидесятых годов" В. Я. Богучарского (1912), "Искусство с точки зрения социологии" Ж. М. Гюйо (1891), "Из истории русской интеллигенции" П. Н. Милюкова (1903), "Летопись Нестора со включением Поучения Владимира Мономаха" (1912), " Как учить читать, писать и считать на первой ступени обучения?" Д. И. Тихомирова (1897), "Словарь иностранных слов военного значения, принятых в русском языке" (1870) и др. На книгах рукописные записи как самой Е. М. Полянской, так и ее отца. Они указывают на дату приобретения книг.

Состав коллекции редких книг

Состав коллекции редкого фонда - универсальный. Это не только ценнейшая мировая художественная литература, но и издания по искусству, истории, естественнонаучная и техническая литература, энциклопедии и энциклопедические словари. В основном книги конца XIX – начала XX века. Книжное дело в этот период развивалось невиданными темпами. Достаточно сказать, что по количеству названий выпускаемых книг Россия накануне первой мировой войны уступала только Германии.

В нашей библиотеке читатель может познакомиться с лучшими образцами издательской культуры, каковыми являются многие издания таких книгоиздателей, как И. Д. Сытин, К. Л. Риккер, А. Ф. Девриен, А. С. Суворов, М. О. Вольф, А. Ф. Маркс.

Известной фигурой среди плеяды издателей-просветителей, придавших колоссальный размах русскому книжному делу, выпустивших тысячи названий изданий, был И.Д.Сытин. 25% всей книжной продукции в 1910 г. составляли издания "Товарищества И. Д. Сытина".

Наиболее значимым изданием "Товарищества И. Д. Сытина" в коллекции редких книг является "Детская энциклопедия" в десяти томах, изданная в 1913-1914 гг., имевшая большой успех у читателей и, несмотря на высокую цену, быстро раскупавшаяся. В основу "Детской энциклопедии" положено английское издание, нашедшее широкое распространение не только в Англии, но и во всей Западной Европе в начале XX столетия. Все разделы русского издания были вновь переработаны и дополнены статьями о русской жизни, природе, экономике, науке, истории и географии России. Энциклопедия оснащена многочисленными цветными и черно-белыми иллюстрациями.

Читательским спросом пользуются и юбилейные издания Сытина: "Великая реформа", "Отечественная война и русское общество" (1912 г.), "Три века. Россия от смуты до нашего времени" (1912 г.). К работе над ними были привлечены известные историки: В. Я. Богучарский, В. В. Водовозов, А. Ф. Кони, В. В. Каллаш, А. К. Дживелегов, М. К. Любавский и др. Издания отличаются обилием иллюстраций. Так, в издании "Отечественная война и русское общество" целиком воспроизведена знаменитая наполеоновская серия картин В. В. Верещагина.

Особая гордость библиотеки - прижизненные издания: сочинения Л. Н. Андреева (1913), И. А. Бунина (1915), Л. Н. Толстого (1890), А. П. Чехова (1903), И. А. Гончарова (1889), В. Г. Короленко (1914), Д. В. Григоровича (1896), Г. И. Успенского (1889) и др.

Прижизненные издания писателей представляют исключительный интерес для читателей. В них больше, чем в посмертных, выражается воля автора, который обычно сам выбирает свои произведения и в определенном порядке их располагает. Этот порядок имеет громадное значение для понимания творчества писателя. В первых изданиях внимание привлекает оформление книги. Рисунок, обложки, титульный лист, гравюры, виньетки, заставки – все это характеризует не только вкус писателя, но и вкус времени. Естественно, все эти издания привлекали большое внимания читателей и поэтому быстро становились редкими.

Ценным является издание сочинений А. С. Пушкина под редакцией П. В. Анненкова. Hапечатано это издание в типографии Главного штаба его Императорского Величества по Военно-Учебным заведениям в 1855-1857 гг. В ЦГБ им. Н. В. Гоголя имеются все 7 томов этого собрания сочинений. 1-й том составили "Материалы для биографии Пушкина", являющейся первой научной биографией поэта. Остальные тома содержат произведения Пушкина, состав которых расширен по сравнению с посмертным изданием. С текстологической стороны редакторская работа Анненкова не может считаться достоверной (в основу текста он положил издание Жуковского, не отличающееся полнотой), кроме того, много мелких стихотворных шуток, эпиграмм Анненков считал случайными в творчестве Пушкина и сознательно не включил в свое издание. Положительным следует признать, что П.В.Анненков, изучавший рукописи, исправил ряд ошибок предшествующего издания и сопроводил произведения Пушкина подробными комментариями, в которых даны указания на сроки написания произведения Пушкиным, время и место первого опубликования, повторность изданий; указаны исправления, сделанные Пушкиным в процессе написания произведения и другие историко-литературные и текстологические сведения. Издание Анненкова является первым собранием сочинений, где выдвинут принцип критической проверки текста и положено начало научному изучению пушкинского текста. Для своего времени это было лучшее издание. Пушкинисты считают П. В. Анненкова основоположником науки о Пушкине. Издание является востребованным и в наше время. Оно выставляется на выставках, посвященных Пушкину, используется в лекциях и беседах.

В коллекции ЦГБ им. Н. В. Гоголя г. Новокузнецка есть книги, являющиеся образцами книгоиздательского искусства - это книги большего формата, с крупным шрифтом, с множеством иллюстраций, с золотым тиснением на переплетах, с золотыми обрезами. К ним можно отнести издание И. Грабаря "История русского искусства" (1909), которое отличается внешним монументальным видом. Эскизы обложки делали М. Добужинский, Е. Лансере, В. Замирайло. Массивная крышка с орнаментом, напоминающим старинные переплеты, корешок с золотым тиснением, золотой обрез, трехкилограммовый вес одного тома, крупный шрифт, прекрасные фотографии и цветные репродукции - все это подчеркивает основательность издания и ориентирует на долгое и вдумчивое чтение. В своем труде Грабарь отвел видное место примечаниям, в которых сделаны ссылки на все источники, перечислены все работы крупных мастеров. В обработке издания приняли участие А. Бенуа, И. Я. Билибин, С. П. Дягилев, С. К. Маковский, Н. К. Рерих, А. В. Щусев и др.

"История живописи" (1912 г.) А. Н. Бенуа охватывает период с древнейших времен до конца XIX века и разделена, сообразно с избранной автором системой, на четыре части. В общей сложности более 3000 страниц текста большого формата украшают свыше 2000 иллюстраций. Издание напечатано на специально заказанной "слоновой" (высшего качества) бумаге, что дало возможность достигнуть наибольшей отчетливости и ясности воспроизводства. Книга впервые переиздана в послереволюционный период в 2003 году.

Трехтомное издание П. П. Гнедича "История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние" написано живо и увлекательно, с привлечением большого количества фактического материала. Богато иллюстрированное, оно дает общедоступные знания по истории искусств, включая историю архитектуры, скульптуры, живописи, быта, нравов и одежды всех народов с древнейших времен. Настоящий труд является исключительным по форме. Автор задался целью составить популярное сочинение - не для специалистов, а для всех, интересующихся искусством. По замыслу автора и издателя, издание охватывает историю европейского искусства огромного временного пространства: от древнейших времен до конца XIX века. Особую благодарность автор принес издателю А. Ф. Марксу, не пожалевшему средства для придания изданию прекрасной внешности и работавшему наравне с автором над каждой печатной страницей. В издании воспроизведено много набросков И. Е. Репина и H. H. Ге, появившихся впервые в печати.

Заинтересуют читателей и серии изданий начала XX века: "Библиотека великих писателей" (издана Брокгаузом и Ефроном, в ней изданы собрания сочинений Пушкина, Байрона, Шекспира, Шиллера) и "Вся природа", которое издавало товарищество "Просвещение". В этой серии издавались: "Жизнь животных" (1909) А. Н. Брэма; "История Земли" (1899) М. Неймара; "Происхождение животного мира" (1902) В. Гааке; "Жизнь природы", "Мироздание" (1909) В. Мейера; "Человек" (1904) И. Ранке; "Hародоведение" (1902) Ф. Ратцеля; "Жизнь растений" (1899) А. Кернера. Отличительная особенность этих изданий в том, что в них великолепно исполненные иллюстрации.

В коллекции редких изданий есть книги историко-юридического и этнографического содержания, в которых имеются упоминания о Кузнецке, Кузнецом уезде, Кузнецком угольном бассейне: "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" (т. 16 – 1907 г.), "Азиатская Россия" (т. 1 – 1914 г.), Риттер "Землеведение Азии" (т. 4 – 1877 г.). Книги пользуются повышенным спросом читателей.

Работа с редким фондом

Книги из редкого фонда выдаются по индивидуальным требованиям пользователей читальных залов, а также для организации выставок в читальные залы библиотеки. Наиболее спрашиваемые издания А. Н. Бенуа, А. Г. Брикнера, К. Валишевского, П. П. Гнедича, И. Грабаря, В. О. Ключевского, С. Платонова; издания серий "Вся природа", "Библиотека великих писателей"; юбилейные издания И. Д. Сытина ("Великая реформа, "Отечественная война и русское общество", "Три века. Россия от смуты до нашего времени") и др.

Редкий фонд пропагандируется с помощью выставок, экспонирующихся в читальных залах ЦГБ и филиалах. Так, общим читальным залом была подготовлена книжная выставка "Прижизненные издания", пользовавшаяся популярностью среди читателей. Кроме того, книги активно используются в беседах во время экскурсий по библиотеке, к юбилейным датам русских писателей.

В помощь библиотекарям Отделом организации и использования единого фонда было выпущено пособие "Книжные сокровища: из коллекции редкого фонда городской библиотеки им. Н.В.Гоголя г. Новокузнецка Кемеровской области". В нем дан анализ книжному фонду конца XIX – начала XX века, в частности, фонду миниатюрных и факсимильных изданий.

Кроме того, представлены три беседы: "Издания сочинений Н.В.Гоголя конца XIX начала XX века"; "Издания произведений А.С.Пушкина конца XIX- начала XX веков"; "Жизнь для книги. Книгоиздатель И.Д.Сытин". Издана беседа "Издание произведений Ф. М. Достоевского в конце XIX-XX вв.

В 2006-2008 гг. библиотека принимала участие в корпоративном проекте "Сводный каталог русской книги", осуществляемом в рамках НПБ "Кузбасские библиотеки". В связи с подготовкой к ретровводу коллекции была проделана большая работа по анализу ценности и физического состояния книг. Было описано 869 экз. документов редкого фонда, не вошедших в сводный каталог областной библиотеки. В 2008 г. коллекция редкого фонда была полностью введена в электронный каталог библиотеки (1161 запись). Это подробное, развернутое описание, дающее возможность читателю получить о книге максимально полное представление, так как в нем имеются сведения о содержании (аннотация, рубрики, ключевые слова), о внешнем оформлении документа (качество переплета, количество иллюстраций, дефектность, принадлежность владельцам, отмечены рукописные записи и т. д.)

Сохранить уникальные фонды

В настоящее время остро встает вопрос о сохранности редких изданий. Книги с течением времени теряют свои эксплуатационные свойства в силу их использования, естественного старения материального носителя, неблагоприятных условий хранения.

Принципы и организация хранения фондов редкой книги отличаются от общебиблиотечного режима. Если общебиблиотечный режим хранения построен на максимальной обращаемости каждой из единиц хранения, то система и условия хранения редкой книги предполагают:

    а) подчинение всех процессов работы с фондами принципу хранения;

    б) индивидуальный подход к каждому изданию;

    в) предпочтение консервативных приемов хранения;

    г) возможное ограничение обращаемости, т. е. замену редкого издания другими, или их воспроизведению в тех случаях, когда это допустимо, т. к для редкого издания на первый план выдвигаются проблемы культуры хранения, обеспечивающей возможно более оптимальные условия сохранения наличия и ценности редкого фонда.

Охранные правила должны быть подчинены принципу максимального сохранения исторических особенностей редких изданий и минимального внесения в них новых элементов (наклеек, надписей, печатей, переплета и т. д.). В работе с редким фондом внетекстовые элементы книги (иллюстрации, обложка и переплет, суперобложка, вкладыши и закладки, надписи, вклейки, форзацы, обрез полей и проч.) составляют неотъемлемую часть ценности экземпляра и подлежит равному с текстом сохранению и сбережению. Если по библиотечным правилам неполнота текста является показателем к замене экземпляра, то для редкой книги это правило неприемлемо.

Проблема сохранения богатого культурного наследия в редких фондах библиотек стоит особенно остро. В целях сохранности в библиотеке не разрешается ксерокопирование и сканирование документов из фонда редкой книги. Помимо технического аспекта, для сохранности коллекции редких книг важны правовые, организационные, методические, нравственные аспекты. Нужно знать, что сохранять, каковы приоритеты в процессе хранения.

Коллекция редкого фонда включена в фонд основного книгохранения. Фонд редких изданий в отделе книгохранения расположен в алфавитном порядке на деревянных закрытых стеллажах. Запланировано приобретение специальной мебели для фонда редких документов. В читальном зале для экспонирования выставок имеется две стеклянные витрины. В отделе искусств – две закрывающиеся витрины.

Санитарно-гигиенический и световой режимы соблюдаются. Очистка воздуха обеспечивается естественной вентиляцией. Регулярно гигиеническая обработка документов выполняется сухим способом. Световой режим осуществляется путем индивидуального искусственного освещения в ряду стеллажей. Прямого солнечного света нет. Температурно-влажностный режим хранения не соответствует нормам. Температура воздуха выше нормы. Влажность воздуха поддерживается влажной уборкой помещения, что недостаточно для поддержания температурно-влажностного режима. Для этого необходим кондиционер.

Оценка физического состояния редкого фонда библиотеки, проводимая в 2002-2003 гг., показала, что части документов (45 экз.) необходима реставрация. Мы нуждаемся в конкретной помощи по организации реставрационных работ. В связи с невозможностью в настоящее время отреставрировать все нуждающиеся документы, запланировано приобретение безкислотного картона для футляров.

Книга – необычайно сложное общественное явление. В ней сливаются воедино мысль и слово, наука и искусство, духовная жизнь отдельного человека и всего общества. В книге заключен необъятный мир духовных богатств человечества. Недаром над входом в библиотеку Рамсеса II висела надпись "Душевное лекарство" или "Аптека для души". В читателе живет убежденность, что век книги не прошел и не пройдет. Поэтому наша задача - продлить жизнь книгам из коллекции редких книг, сделав их достоянием следующих поколений.

Рисунок 1 - Из коллекции редких книг