Что и как читают современные подростки? (Результаты пилотажного исследования)



Полосухина Т.Д.,
заведующий
Отделом библиотечного краеведения
Кем ОНБ им. В. Д. Федорова
e-mail: krai@kemrsl.ru

 

Существует устойчивое мнение, что современные подростки потеряли интерес к чтению. Такое мнение базируется на наблюдении того, что обучающиеся без особого желания осваивают произведения классической русской литературы, предложенные школьной программой. С точки зрения других авторов, дети не стали читать меньше, но круг их чтения сузился, отчего старшему поколению кажется, что младшее перестало читать вовсе.

Анализ современных исследований позволяет предположить, что современные подростки читают, но читают произведения, выходящие за рамки рекомендованной к изучению литературы. Для подтверждения этой гипотезы в конце 2016 г. было проведено пилотажное социологическое исследование, направленное на выявление читательских предпочтений учащихся 8-х классов. Были опрошены учащиеся муниципального бюджетного образовательного учреждения "Лицей № 17" г. Березовский. Тип выборки – сплошной. Всего в опросе приняли участие 42 респондента. Методом сбора информации было выбрано анкетирование, содержащее открытые, закрытые и полузакрытые вопросы.

Вопросы были направлены на определение активности чтения подростков и их мотивации, определения типов и жанров книг, которые читают подростки, каналов получения книг и информации о них, влияние домашних библиотек на чтение подростков. Результаты исследования позволяют сделать ряд наблюдений и выводов.

Среди учащихся 8-х классов более интенсивно читают девочки (рис. 1), хотя перевес составил всего 5%. Отметим, что чтение подростков мотивировано преимущественно собственным интересом, любовью к чтению (рис. 2), особенно сильно это выражено у девочек (55%). Мотивы "Давление со стороны взрослых, учителей" (44%) и "Желание получить хорошую оценку" (31%) – сильнее выражены у мальчиков.


Рис. 1 – Частота и активность чтения подростков


Рис. 2 – Мотивация чтения подростков

В подростковом возрасте чтение, помимо образовательного учреждения, характерно для большинства подростков. Несмотря на то, что каждый второй подросток назвал автора и произведение, изучаемое на уроке литературы в настоящее время, 75% от общего числа книг, прочитанных за последние три месяца до момента опроса, составили внепрограммные произведения.

Доля подростков, которые за последние три месяца прочитали одну или несколько книг и смогли их назвать значительно выше, составило 83%.

Среди различных типов и жанров книг у подростков лидируют:

- фантастика (научная, классическая, боевая) (26%): Р. Риггз "Библиотека душ", В. Сыченков "Ведьмино озеро", С. Кинг "Под куполом", П.Э. Джонс "Точка вымирания", серия "S.T.A.L.K.E.R" и др.;

- рассказы и повести (18%): Дж. Грин "Виноваты звезды", Дж. Эшер "13 причин почему", Дж.Д. Сэлинджер "Над пропастью во ржи", Дж. Нельсон "Небо повсюду", Дж. Боуэн "Уличный кот по имени Боб" и др.;

- книги по медицине (в т. ч. психология и психоанализ) (16%): И.В. Шугаев "Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях", З. Фрейд "Очерки об истерии", "Толкование сновидений", "Толкование сновидений" и др.;

- фэнтези (13%): Дж. К. Роулинг "Гарри Поттер", Т.Д.Дж. Пратчетт "Ведьмы за границей", Дж.Р.Р. Толкиен "Властелин колец" и др.

Такое разнообразие можно объяснить индивидуализацией читательских интересов в этом возрасте и поиском своего читательского "сектора".

Доля подростков, которые не прочитали за последние три месяца до момента опроса ни одной книги, составила около 3%. К этому показателю следует отнести еще 5% подростков, которые затруднились ответить на этот вопрос, а также тех, кто утверждал, что читал, но не смог вспомнить названия книг, – 10%.

Главным каналом получения книг для чтения у подростков является "скачивание" или чтение в Интернете, причем эта практика одинаково распространена и среди мальчиков и среди девочек (рис. 3). Но, несмотря на такое широкое распространение (34%), оно уступает живому общению с книгой (59%). Более того, 73% подростков (26% мальчиков и 47% девочек) согласно с утверждением, что в настоящее время электронное чтение не угрожает традиционной книге, а скорее дополняет и дает больше возможностей.


Рис. 3 – Ранжирование каналов получения книг подростками

Покупательская активность в магазинах и на книжных рынках среди мальчиков и девочек почти одинаковая, а вот в Интернете девочки покупают в два раза чаще, чем мальчики. По результатам опроса библиотека (городская, школьная или домашняя) как канал получения книг сохраняет свою значимость. В небольшом городе, где цены на книги не всегда доступны населению, возможность бесплатного доступа к ним снимает проблему удовлетворения читательских запросов.

Большинство подростков прислушивается к рекомендациям своего окружения: 38% опрошенных получают информацию о книгах от родственников, знакомых, друзей и одноклассников, продавцов в книжных магазинах.

Так, на первом месте друзья и знакомые, на втором – члены семьи, близкие родственники и одноклассники, и лишь на третьем – продавцы книжных магазинов. Следует также отметить, что школа как институт книжной культуры сохраняет свою авторитетность и роль в распространении информации о книгах, в отличие от библиотеки.

В семьях большинства подростков (55%) фактически нет домашней библиотеки, кроме нескольких книг. 59% подростков из семей, в которых нет библиотеки, читают иногда, от случая к случаю, а 27% читают иногда и редко (рис. 4). В семьях подростков, у которых дома есть небольшие библиотеки (100-500 книг) 57% подростков читают постоянно, а 29% - от случая к случаю. Казалось бы, подростки, в семьях которых имеются большие библиотеки, должны читать много и постоянно. Отнюдь: 40% подростков из этих семей читают книги иногда, от случая к случаю, 60% - читают очень редко.


Рис. 4 – Распределение частоты и активности чтения подростков в зависимости от размера домашней библиотеки

Немаловажным является и тот факт, что и в первом и во втором случаях основными каналами получения книг для них является Интернет. Если в первом случае "скачивание" или чтение книг в Интернет объяснимо, то во втором можно предположить, что домашние библиотеки, где преимущественно присутствует классика, которую собирало старшее поколение, не соответствуют читательским предпочтениям подростков.

Обратная ситуация наблюдается в семьях с небольшой домашней библиотекой (от 100 до 500 книг) – преобладает количество подростков (57%), читающих постоянно, практически ежедневно. Основными каналами получения книг для них в равной степени являются городская или школьная библиотеки, "скачивание" или чтение в Интернет и домашняя библиотека. Можно предположить, что на формирование домашней библиотеки, в том числе, влияют читательские предпочтения подростка.

Среди подростков, читающих постоянно, практически ежедневно, отсутствовали те, у кого вопрос о наличии и размере домашней библиотеки вызвал затруднения.

Таким образом, результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что современные подростки читают книги вопреки сложившемуся мнению взрослых о том, что должны читать дети в подростковом возрасте. Кроме того, чтение подростков мотивировано преимущественно собственным интересом. Типовое и жанровое разнообразие книг, которые читают подростки, выходят за рамки программ школьного и внеклассного чтения.

Принципиально важно, что для большинства подростков авторитетными инстанциями выступают в первую очередь "свои", "такие же, как я". Круг чтения подростков складывается под влиянием Интернета: во-первых, общение со "своими" в социальных медиа; во-вторых, предоставление свободного доступа к книгам во всемирной паутине.

Игнорирование библиотеками читательских интересов подростков недопустимо. Ведь незнание содержания юношеского чтения обусловливает невозможность выстраивать диалог на материале волнующих их текстов, вследствие чего библиотека как институт книжной культуры теряет свою авторитетность и роль в распространении информации о книгах среди подростков.