Мое открытие - предметизация


Стефанкина Татьяна Иосифовна,
главный библиотекарь сектора ЛО ЦКК

После декрета я уже вышла работать в новый для меня отдел - отдел каталогизации. Тогда он уже назывался Единый Центр каталогизации, сокращенно - ЕЦК.

Взяли меня библиотекарем-предметизатором, но тогда я плохо представляла, что это такое. Попала я в сектор лингвистического обеспечения, который возглавляла Надежда Васильевна Чухонцева.

Первое, что меня поразило - завораживающая внешность - очень яркие черты лица, красивые, почти черные глаза и роскошная копна тоже черных шикарных волос. И что особенно - очень мягкий голос. Она сказала: "Здравствуй, будем заниматься с тобой предметизацией, ты знаешь, что это такое?". Я честно сказала: "Нет". Она улыбнулась и ответила: "Будем учиться".

И так, шаг за шагом, от простого к сложному, я стала постигать эту науку. Сначала, даже трудно было разобраться, что такое предмет, а что такое аспект, и главное, почему в этой книге это - предмет, а в другой - он же, но уже аспект? Где географические, а где тематические предметные рубрики. Как делать ссылки от нижестоящих понятий к вышестоящим. И как эти понятия связывать между собой ссылками и отсылками. А ссылки тоже все разные: то просто "смотри", а то и "смотри также". Да и как вообще все объединить в неразрывную цепочку терминов, раскрывающих содержание книг? Какие могут быть связи от настоящих имен к псевдонимам, от старых названий организаций к новым?

Голова шла кругом. Но все это постепенно, под чутким руководством Надежды Васильевны, стало приобретать смысл. И уже через некоторое время я стала понимать, что значит "предметные рубрики", а что "подрубрики", а, главное - как они важны и необходимы читателю.

Ведь не всегда он помнит название книги или автора, а вот название своей темы он знает всегда. Вот и задача предметизатора состоит в том, чтобы как можно точнее раскрыть все, даже самые незначительные темы, которые могут быть отражены в документе. Чтобы читатель нашел именно то, что ему надо.

Надежда Васильевна научила меня раскрывать содержание книг так, что иногда и самой хотелось их почитать. Дома я тренировалась - "запредметизировала" все книги, которые у меня были, закрепляя полученные знания и опыт. И даже иногда мне снилось ночью, что я где-то неверно, неправильно дала рубрику - просыпалась и думала, а может, и правда?

Работалось мне с Надеждой Васильевной очень хорошо. Она научила меня четкости, собранности, умению сразу понять, о чем именно та или иная книга. А главное - работать быстро, качественно, и успеть сделать многое.

Впоследствии мы сработались так, что если кто-то из нас начинал говорить - другой уже понимал с полуслова, так что время на долгие объяснения нам тратить не приходилось.

Вскоре мне было поручено редактировать весь наш тезаурус в Libere -а он насчитывал, не мало ни много, а более 200 тысяч рубрик и подрубрик.

Со стороны Надежды Васильевны это говорило о доверии к моей работе. Так я стала настоящим предметизатором.

И именно Надежда Васильевна подняла предметизацию в нашей области на высоту (до нее этого никто не делал) - разработала уникальную методику, инструкции - и стала обучать не только нас, но и библиотекарей всей области.

В декабре 1999 Надежда Васильевна совместно с тогдашней заведующей отделом Красновой Екатериной Григорьевной придумали и открыли Творческую лабораторию. На ней решили обсуждать самые важные моменты каталогизации, проходили обучающие занятия - дело это было тогда просто необходимое, ведь библиотекари из области многие испытывали трудности при каталогизации разных видов документов. А "предметизация" для многих из них была совершенно новым и непонятным процессом. Так на заседаниях Творческой Лаборатории постоянно, 2 раза в год стали обучаться каталогизаторы сначала только с нашей Кемеровской области, а потом, когда информация о Лаборатории пошла дальше стали приезжать и библиотекари из Сибирского региона. Кто обучаться, а кто и делиться опытом. Наша творческая лаборатория радушно принимает всех.

И именно Надежда Васильевна настояла на том, чтобы я начала выступать с лекциями и занятиями. Страшно и волнительно было жутко, но всегда она сидела на моих выступлениях, поддерживала меня и время от времени я смотрела на нее, она уверенно мне кивала - и это придавало мне силы.

А позже я уже стала самостоятельно преподавать коллегам практическую предметизацию - и этому тоже научила меня она.

Помню, когда меня перевели в отдел каталогизации, многие коллеги даже сочувствовали: "вот загнали тебя в старый скучный отдел". И именно Надежда Васильевна научила меня понимать, какие здесь работают интересные люди с колоссальным опытом и знаниями. И я сейчас думаю: мне просто посчастливилось, что я попала именно сюда, не смотря на большую разницу в моем возрасте и людей, кто здесь работал.

Последние несколько лет Надежда Васильевна руководит нашим отделом. У нас маленький, но спаянный коллектив. Она всегда подойдет к каждому, поможет и подскажет, если это нужно. Умеет вдохнуть в нас инициативу, заразить каким-то дело или новым взглядом на старые привычные рабочие процессы. Просто скажет: "А вы посмотрите на это по-другому, что можно переделать, изменить".

Умеет сказать мягко, но одновременно и твердо: "А это надо сделать срочно, постарайтесь!" - и мы знаем, что это надо сделать, потому, что нельзя не оправдать доверия к себе. Потому что ответственность рождается именно тогда, когда чувствуешь ее за другого.

Так что не верьте, коллеги, что отдел каталогизации это скучно и нудно - ведь именно мы первые видим и обрабатываем новую литературу и от нас зависит дальнейшая судьба всех документов, поступивших в библиотеку. Так, что наш отдел это своего рода "фундамент" на котором потом и работают все остальные отделы. И это очень ответственно и почетно.

Предметизация - это очень увлекательный и интересный процесс, хоть и довольно медленный и кропотливый порой. И мне порой хочется перефразировать всем давно известную фразу - "Предметизаторы всех областей - объединяйтесь!".