Творческая лаборатория Центра комплектования и каталогизации
Кемеровской ОНБ им. В.Д. Федорова
как основа профессионального развития каталогизатора

Перевозчикова Капиталина Викторовна,
канд.пед.наук, доцент
а также: студент Library and information
Technician and Administrative Studies
Shool of Legal and Public Administration
Seneca College, Toronto, Ontario, Canada;
Библиотекарь Russian Library and Community
Information Centre Toronto,Ontario, Canada 2010г.

Отмечаемый ныне 10-летний юбилей Творческой лаборатории Центра комплектования и каталогизации Кемеровской ОНБ им. В.Д. Федорова, созданной и возглавляемой Надеждой Васильевной Чухонцевой, напомнил мне о незабываемых временах становления и развития этой лаборатории как центра профессионального творчества в принятии каталогизационных решений в те времена, когда электронные каталоги стали объективной реальностью российских библиотек.

Много лет назад, будучи доцентом кафедры технологии документальных коммуникаций КемГУКИ, мне посчастливилось работать в тесном сотрудничестве с Надеждой Васильевной при освоении автоматизированных библиотечных систем, в частности LIBER, и последующем внедрении их в учебный процесс вуза. Кроме того, библиотекари-практики Кемеровской области и других регионов Сибири испытывали явную необходимость в методическом руководстве для принятия каталогизационных, в частности, предметизационных решений, не обеспеченных на тот период словарями или списками предметных рубрик как необходимым компонентом справочного аппарата предметизатора. С этих позиций Творческая лаборатория Кемеровской ОНБ являлась единственным на тот период времени активно работающим методическим и консультационным центром, где каталогизаторам можно было:
- обсудить наболевшие проблемы предметизации,
- получить необходимую помощь по предметизации в виде профессиональных советов и готовых методических решений,
- обменяться информацией о специфических особенностях предметизации документов различной тематики в зависимости от предметного содержания документа и потенциальных запросов читателей библиотеки,
- принять активное участие в обучающих семинарах, в частности, посетить лекции, освещающие основные аспекты теории и методики предметизации, а также практические занятия по предметизации документов и предметному поиску в электронных каталогах библиотек.

Активное сотрудничество с Надеждой Васильевной Чухонцевой - инициатором и основателем Творческой лаборатории, а ныне заведующей Центром комплектования и каталогизации Кемеровской ОНБ им. В.Д. Федорова - продолжается и в настоящее время. Постоянная переписка по e-mail позволяет нам обмениваться мнениями о современном состоянии и перспективах развития каталогизациии в разных странах. Ныне, будучи гражданкой Канады и студенткой канадского колледжа, изучающей теорию и практику библиотечной работы в Канаде и США, мне довелось пройти обязательные в рамках изучаемой программы три двухнедельных студенческих практики в трех библиотеках г. Торонто, различающихся по своему типу и ведомственной принадлежности: публичной, школьной, специальной. Имея большой опыт практической и преподавательской деятельности в библиотечно-информационной сфере, мне постоянно приходилось сравнивать каталогизационный опыт работы российских и канадских библиотек.

В публичных и школьных библиотеках г. Торонто каталогизация и обработка библиотечных материалов ("library materials") осуществляется централизованно. Однако, библиотечные материалы, т.е. книги и другие документы для библиотечного фонда, переданные в дар конкретной библиотеке в виде пожертвований ("donations") от частных лиц и организаций, обычно каталогизируются и обрабатываются на местах.

В большинстве случаев в принятии предметизационных решений при каталогизации библиотечных материалов и создании записей в электронных каталогах канадских библиотек за основу берутся предметные рубрики, помещенные на макете каталожной записи на обороте титульного листа. Тем не менее, содержание каждой каталогизируемой книги обязательно просматривается на предмет выявления тех или иных аспектов, связанных с Канадой - историей, географией, политикой, экономикой страны, ее национальными, а точнее, многонациональными особенностями, а также аспектов, связанных с выдающимися деятелями, внесшими свой вклад в становление и развитие Канады, национального самосознания канадцев. Исторически сложилось так, что Канада - страна иммигрантов, и многие выдающиеся деятели прошлого и настоящего этой страны были рождены за ее пределами. Кроме того, многие рожденные в Канаде выдающиеся ученые, писатели, актеры, художники, музыканты и танцоры, а также канадцы других профессий ныне проживают и плодотворно работают в других странах. Эту специфику необходимо учитывать при предметизации. В этих случаях количество предметных рубрик, особенно рубрик-персоналий, в каталожной записи конкретного библиотечного материала увеличивается по усмотрению каталогизатора в зависимости от правил и инструкций, принятых в конкретной библиотеке. Временные и интеллектуальные затраты на каталогизацию документов окупают себя в последующем поиске необходимых читателям книг в электронных каталогах библиотек. При этом, например, читатели всех публичных библиотек имеют возможность осуществлять не только предметный или тематический поиск в электронном каталоге, но и заказать на свое имя необходимую им литературу, имея доступ к библиотечному каталогу со своего домашнего компьютера.

Следует особо отметить, что в силу многонационального состава населения Канады, публичные и школьные библиотеки имеют в составе библиотечных фондов много материалов на иностранных языках, способствуя тем самым сохранению национальной культуры иммигрантов. Так, напиример, 13 из 99 филиалов ("branch libraries") Публичной библиотеки г. Торонто ("Toronto Public Library") имеют в составе своих фондов библиотечные материалы на русском языке - книги, газеты, журналы, фильмы, аудиозаписи и другие. С этих позиций, в библиотеках и информационных учреждениях Канады широко приветствуется владение сотрудниками другими иностранных языками в дополнение к общегосударственным языкам - английскиму и\или французскому. Довольно часто требуемые иностранные языки, а также уровень владения ими (чтение, письмо, говорение) заранее указываются в объявлениях о приеме на работу, перечнях вакансий в библиотечно-информационном сервисе. Как русскоговорящей студентке-практикантке, на практике в публичной и школьной библиотеках мне довелось самостоятельно каталогизировать библиотечные материалы, используя английский и русский языки. С позиций каталогизации, формирование каталожной записи на библиотечный материал на русском языке обычно включает библиографические сведения с использованием английского и русского языков, где профессиональное творчество предметизатора как раз и проявляется либо в попытке перевода помещенных в предметизируемом документе предметных рубрик с русского языка на английский и уточнения их в уже существующих списках и словарях предметных рубрик, либо в самостоятельном формировании предметной рубрики на английском языке, поскольку часто отражаемая в содержании предметизируемого материала российская специфика не всегда имеет эквиваленты в английском языке и не всегда понятна канадцам.

Во время прохождения студенческой практики в специальной библиотеке организации (комитета) г. Торонто, занимающейся проблемами техники безопасности на рабочем месте мне неоднократно довелось вспомнить со словами огромной признательности и благодарности Надежду Васильевну, а также и нашу с ней совместную работу по аналититической предметизации документов по технике и технологии в рамках Творческой лаборатории. Применяя аналитическую предметизацию на практике, мне довелось самостоятельно предметизировать содержание библиотечных материалов только на английском языке на уровне отдельных глав и параграфов. В дополнение к формированию многочисленных предметных рубрик, почти все из них необходимо было связать с помощью разветвленной системы ссылок и отсылок. Именно здесь и пришлось припомнить и применить те же самые предметизационные правила и принципы, а также предметизационные решения, на которых базировались наши обучающие семинары с каталогизаторами Кемеровской области в рамках Творческой лаборатории.

Подводя итоги вышесказанному, хочется пожелать Творческой лаборатории Центра комплектования и каталогизации Кемеровской ОНБ им. В.Д. Федорова и ее основателю Надежде Васильевне Чухонцевой дальнейших успехов в каталогизационном творчестве.